Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

О Сафьянщиковых

Сафянщиков из XVIII века
Вроде бы мы почти договорились: не забираться вглубь веков дальше, чем мои прадеды. Разве что попадутся сами. Но вот такой как раз и попался. Это Сафьянщиков, из легенды о красавице, беглой жене старого барона, юной баронессе. Про него мы не знаем очень важного: имени. Как это - без имени? А ведь это он сыграл важнейшую роль в русской литературе. Ведь кабы Сафьянщиков этот безымянный не помог бы по-приятельски этому дон Жуану Петербургскому, Загряжскому, тогда не родилась бы Натали. И куда бы повел русскую литературу Пушкин, доживи он до эпохи русского терроризма.... Имя купца этого, конечно, совершенно не играет роли в истории.
Но как бы его узнать?

Братья Яковлевичи
- Что-то не так в этом семействе. И разница в возрасте между Александром и Василием великовата: 16 лет! И семейное дело наследует не старший, а младший, Василий. и выглядят они совершенно непохожими, даже по стилю. Может быть между ними были дочери, которые не интересуют современников и исчезают из истории.
Шерлоки Холмсы, ау! Где вы?

Мария Сафьянщикова
Это моя бабушка. Я с детства знаю, что она была первая во Пскове красавица. Но вот почему она снималась в сценическом костюме? И с головой библейского Олоферна в одной руке и с мечом – в другой?
(правда, согласно библейскому тексту, меч должен быть в ПРАВОЙ руке, а голова - в левой. На фотографии Марии - наоборот. Понятно почему. Голова тяжелая, а меч легкий, картонный. Пришлось ей даже положить голову на какую-то табуреточку, замаскированную белой тканью. И борода подвернулась, а не свисает почти до полу, как описывает ее Ал.Алтаев. Недогляд и фотографа и Марии. Юная моя бабушка устала держать эту голову, а сцена режиссировалась долго. ТГР).
Отдельные клочки истории об этом - в рассказе «Мария и Олоферн». Чтоб склеились эти кусочки в ясную картину - ах, как нужны ответы на простые вопросы:

1_ Участвовала ли бабушка Мария Александровна в любительских спектаклях в Псковском театре?. Гимназию уже окончила (1976), а замуж еще не вышла (1888?) времени много было - Играла ли на сцене?
2_ Ставили ли в этом театре примерно в 1887 году пьесу "Юдифь"? В которой рассказывается эта библейская история? (Тогда все знали эту историю из уроков закона Божия)
3_ И если "да, участвовала! и да, ставили!" – то играла ли именно бабушка, тогда еще молодая и красивая девушка, роль героини, Юдифи?
4_ Откуда театр взял голову Олоферна для этого спектакля? Не та ли это голова, которую создал художник Агин для спектакля в Киевском театре? По образцу своего рисунка в альбоме "Ветхий Завет в картинках"?
5_ И если да – то становится само собой понятно, как эта голова попала в Псков. Ее мог привезти режиссер Рокотов во время своей поездки, из Киева в Псков в 1886 году. Может, хотел поставить эту пьесу. Но почему-то не поставил. Не поставил – да и забыл там эту голову... Но ведь по закону Ломоносова, если что-то где-то потерялось - то кто-то там это и нашел.

Вот такие вопросы задаю, до неприличия наводящие. Потому что на самом деле достаточно парочки ответов, чтоб все пять разрешились.

Надо посмотреть голову Олоферна на фотографии и сравнить с рисунком художника Агина в альбоме, изданным дай бог памяти, в 1846 году. Если похожи, значит это та самая, киевская, Агинская, голова. В Ленинке (РГБ) нашелся этот альбом! И даже есть в электронном виде картинки! Мы с замиранием сердца стали искать. Но той самой - нет.....! То есть она числится, и написано, что это Юдифь. Но под этим именем показывают совсем другую картинку. Ошибка сканерщика? Или из этого экземпляра "нашу" картинку кто-то выдрал? кому-то понадобилась именно она?

Надо узнать, играла ли вообще на сцене Мария Сафьянщикова? Если да – кто лучше нее мог быть Юдифью? Посмотрите на нее: она не просто красавица. Она величественна как королева. И непреклонна, как трагедийная героиня. Наконец, она смуглянка, (как все мы, потомки Сафьянщиковых). Юдифь - это же Восток. Белокурая красавица даже в брюнетовом парике не годится быть Юдифью.
Должен где то быть театральный музей, а в нем - архив этого великого и замечательного театра, а в архиве - разные документы, репертуар, исполнители, билетики, всякое такое. Псковский проф. Иванов, написавший о псковском театре, в архивах не рылся, хотя мы надеялись на это. В своей книге он пересказал, кратко и "своими словами", то, что написано в воспоминаниях А.Алтаева.

Братья Ильичи
Постепенно находили мы этих братьев в безбрежном интернете. Сначала безымянный и несимпатичный сын купца прорезался в воспоминаниях своего одноклассника Каверина. Потом нашлось его имя: Николай. Потом «поправка»: "Нет, Владимир". И наконец оказалось что их трое: Александр, Владимир, Николай. Судьбы разные и вопросы к ним разные.

Владимир Ильич
(не путать с Ульяновым) нашелся в Белом Движении, как отчаянный храбрец. Воевал «на Северо-Западе. Дошел до Пулкова. В романе о нем написано, как о злодее, которого красный герой изловил и расстрелял. Не в бою благородно убил, а пленного и беззащитного подло расстрелял, в лучших красных традициях. Впрочем, скажут: это же гражданская война, какие тут пленные, куда их девать. В расход и делу конец.
Роман есть литература, не все в нем истинная правда, многое для красного словца. Как же было на самом деле?
Автора романа не спросишь, он уже умер. Но нашелся архив в котором есть про отряд Булак Балаховского.

Николай Ильич
Младший брат. Когда семья бежала в 1919 г из большевистского Пскова в ставшую независимой Эстонию, Коля еще не кончил Гимназию. Они приехали в Тарту (Юрьев). Это университетский город. Из-за наплыва русских студентов и университет был русским или полу-русским, полу-немецким.
По данным эстонских архивов, Коля проучился в гимназии год, с 1919 по -1920. Потом поступил в Юрьевский университет на юрфак и окончил его в 1924. Известно. что в 1926 он участвовал в Обществе "Союз русских студентов в эмиграции." Какие-то были споры между центром этого общества в Праге и Тартусским отделением.

Кажется естественным, чтобы там, в Университете Коля и остался. Например, преподавал. Или служил в Эстонии по юридической части.
Но никаких сведений у нас нет.
В 1925 году отец умер, и может, после этого, году в 1927, они все вместе, и уехали? Александр, Николай, мама Инна Владимировна и сестренка Верочка, которой в 1927 было 13 лет.
Так как же это было?
Надо бы поискать в эстонских архивах, не только университетских, но и юридических.
Про беженцев 1020 года много написано. А вот как уезжали из России через Эстонию, Германию, вообще - из Северо-Запада, и не как беженцы, в 1920 - а как эмигранты, 1925-30? Ничего про Николая после 1926 не известно.

Александр Ильич
В 1930 Саша Сафьянщиков стал артистом Русского театра. В каких только жанрах он не выступал! И драм-театр и оперетта, и концертные программы. Под конец жизни он жил на юге, в Каннах, Умер через полгода после смерти своей жены, Клавдии Петровны Тихомировой, в 1974 году.
Так какие же вопросы?
Ну, прежде всего - как и когда Сафьянщиковы (все вместе?) уехали в Париж, как это тогда происходило? Эмиграция? Визы?

А второй вопрос - кто была его жена, Клавдия Петровна? Кто был ее отец? Тихомировы очень распространенная фамилия. Во всех списках их присутствует много. Но все какие-то "не подходящие". Даже если Петры Тихомировы.
Но вот в книге М.Шишкина "Русская Швейцария" нахожу если не точного кандидата в отцы, то все же некую надежду. Шишков два раза упоминает Льва Александровича Тихомирова, (1852-1923). из них два раза - его сына:
стр. 23: "Лев Тихомиров - один из лидеров Народной Воли. В своих мемуарах он вспоминает прогулки с беременной женой...".
Стр 164: "Лев Тихомиров, у которого в Женеве родился сын..."
Вот бы звали этого сына Петром! Тогда он годился бы в отцы Клавдии Петровне. Шишкин не упоминает года, когда родился маленький Львович, но это сведения из мемуара, там должно быть и имя и год. Как бы позвонить в Швейцарию Шишкину.
Дорогой многоуважаемый Мих.Павл, Из вашей восхитительной книги я узнала, что вы читали мемуары народовольца Льва Тихомирова. А не помните ли вы, как звали его сына? да, того самого. А если Петром - то как звали его внучку? Неужели Клавдией Петровной? Вы представляете, если это так, то Лев Тихомиров мне "родня". Потому что его внучка (возможно, хотя и неизвестно) замужем за двоюродным братом моего отца. До чего же тесен мир! Как же разнообразны мои семиюродные родственники!
Получаю ответ, но не от Шишкина, но как бы и от него:
Отвечу за Мих.Палыча. Со Львом Тихомировым не получится. Интересный был дяденька, о нём много написано. Например тут http://projectrussia.orthodoxy.ru/PR/biolt.htm - "Его род пресёкся. Младшего сына — Николая — в начале 20-х расстреляли большевики. Старший сын Александр (епископ Тихон) умер в 1955 г., пережив гонения, арест и ГУЛАГ, откуда смог бежать (!!) в 1927 г.
EVA, 02.12.2013


Ах, нет? Не Лев? Не Петр? Не Клавдия? Опять большевики с ГУЛагом и расстрелами...ТГР

<< От НИКОЛАЯ ОЛЕЙНИКОВАС.С.Артемов по РАССКАЗАМ ДЕДУШКИ>>

Отвечу за Мих.Павл.Шишкина, вот как хотела написать
EVA, 02.12.2013

Отвечу Мих.Палыча. Со Львом Тихомировым не получится. Интересный был дяденька, о нём много написано. Например тут http://projectrussia.orthodoxy.ru/PR/biolt.htm - "Его род пресёкся. Младшего сына — Николая — в начале 20-х расстреляли большевики. Старший сын Александр (епископ Тихон) умер в 1955 г., пережив гонения, арест и ГУЛАГ, откуда смог бежать в 1927 г."
EVA, 02.12.2013

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация