Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

2. ИОАНН ИОАННОВИЧ Демкин. Биография

Иоанн Иоаннович был потомственным священником. Церковные документы указывают, что в церкви села Демкина был священник Феодор Феодоров<ич>, который служил здесь с 1806 по 1825 г. Фамилия его в церковном списке не упоминается; Был ли отец Феод.Феодоровича тоже священником - неизвестно. Феодора Феодоровича сменил его сын, Иоанн Феодоров<ич> Демкин. Вероятно, он получил свою фамилию Демкин по названию села.

Иоанн Феодорович служил в этой церкви с 1825 по 18 авг 1848 г. 18 авг 1948 г Иоанн.Феод. умер. Сыну его, "нашему" Иоанну Иоанновичу было всего 11 лет, поэтому "династия" священников Демкиных в родном селе Демкине прервалась: новым священником стал отец Иродион.

Мы не знаем, кто опекал сирот. Юный Иоанн, сын покойного священника, видимо, отдан был в духовную семинарию в Ранненбурге. Вероятно в 1857 его окончил. Отцовская должность в церкви села Демкино была занята. Это могло подвигнуть юного Иоанна принять судьбоносное для всех нас решение: махнуть в Петербург, за высшим духовным образованием.

Из родни Иоанна Иоанновича нам известен брат его, Николай Иванович, тоже священник, получил фамилию Щедролюбов. Их сестра, девица Серафима, 1 окт 1867 г стала крестной матерью своего племянника, Михаила Ивановича, сына нашего Ио.Ио. брат его.

Юный Иоанн Иоаннович приехал в Петербург в 1857 году.

Из "Библиографического Словаря 1814-1869, студентов первых 28-ми курсов С.Петербургской духовной академии", составленного Алексием Родосским, известно, что "здесь он получил высшее духовное образование в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Выпущен был как 4-й магистр XXIV курса (1857-1861). Магистерское сочинение писал на тему: «История истолкования Св.Писания в первых пяти веках Христианства».

Итак, с 1861 года Иоанн Иоаннович – священник Благовещенской церкви, в которой он служил всю жизнь, долее полувека, с 1861 и до 1915 года. Она располагается между 7 и 8 линиями на пересечении с Малым проспектом Васильевского острова.

История церкви Благовещенья подробно описана в книгах:
"Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Васильевском острове". Санкт-Петербург, 2001.
"Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове. 250 лет". – Санкт-Петербург, 2012.
А также на сайте церкви: http://hramblag.spb.ru/history

Раньше на месте этого храма находилась богадельня для престарелых и убогих. По указу Сената от 29 мая 1733 года здесь было начато строительство церкви. Сначала построили временную деревянную, о чем было доложено в Синод в мае 1741 г. Каменная церковь была заложена 17 марта 1741 г. Автор ее (как свидетельствуют косвенные данные) был Джузеппе Трезини. Строительство началось в 1749. Строилась она «без поспешности». Но уже в 1762 году первый этаж был готов и освящен, так что деревянную временную в 1763 разобрали. Строительство продолжалось. Колокольня, самая высокая на Васильевском о-ве (42 метра) было окончена в 1780. В 1790-х годах продолжается расширение храма, и только в 1806 строительство было закончено.

Церковь находится по соседству с Университетом. Прихожанами этого храма были многие видные личности того времени, в том числе Тредиаковский и Ломоносов. Церковь пострадала во время наводнения 1824 года. В 1844 году на этой территории был создан женский монастырь, и церковь преобразована в монастырскую. Но вскоре монастырь перевели в более тихое место у Московской заставы, а церковь Благовещенья возвращена прежним прихожанам Васильевского острова.


В 1862 году, по случаю столетия церкви и памятуя о существовавшей на этом месте богадельни, решено было открыть при храме одно из первых в России, а впоследствии - значительнейшее в столице "Общество воспоможения приходским бедным". Устав был написан священником той же церкви Н.Н.Делицыным и 12 октября 1862 года утвержден митрополитом. Совет попечителей общества избирается на три года. Попечители (их бывало до сорока) указывают бедных своего участка, назначают вид помощи и Совет утверждает помощь. Отчеты делаются каждый месяц. Годовой отчет представляется в Министерство Внутренних Дел.

В это время молодой отец Иоанн только начал служить в этой церкви. Он принял в работе общества самое живейшее участие и продолжал его всю жизнь. С 1898 (или с 1897?) был его председателем.

Первые 10 лет общество из средств жертвователей выдавало бедным пособия и оплачивало обучение детей в различных школах и мастерских. В 1868, 1873, 1891 гг. проводились сборы пожертвований голодающим, пострадавшим от неурожая. В 1873 году была открыта бесплатная квартира на 18 человек престарелых. В 1974 было решено на территории церкви построить приют. Дом строился на пожертвования. В этом каменном двухэтажном здании были дешевые квартиры, приют для престарелых и приют для детей. В 1883 был построен (на 30 тыс рублей, завещанных купцом Тимофеевым), новый приют. Согласно желанию завещателя, в нем был приют для девочек и школа. В 1888 году, в память о спасении царской семьи при крушении поезда, решили построить еще один дом. В момент начала строительства денег было всего 1000 рублей, но едва оно началось, как стали поступать пожертвования, кто столько мог, от 100 рублей до 25 тысяч.

Правнучка Иоанна Иоанновича, моя троюродная сестра Наталья Цветкова, еще в 2000 г нашла в Историческом Архиве сведения о благотворительной деятельности отца Иоанна, вот краткая выжимка из её изложения:

Общество Вспомоществования Приходским Бедным открылось в 1862 г. в связи со столетием храма. У Общества был Устав. Совет попечителей избирался на три года. Попечители (их бывало до сорока) указывали бедных своего участка, назначали вид помощи, Совет утверждал помощь. Отчеты делались каждый месяц. Годовой отчет представлялся в Министерство Внутренних Дел. Общество не оставалось равнодушным к общественным бедствиям: в 1868, 1873, 1891 гг. проводились сборы пожертвований голодающим, пострадавшим от неурожая.

Устройство приютов, дешевых квартир, обеспечение жильем В Петербурге всегда было много приютов, но они были переполнены, очередь длилась несколько лет. В 1873 г., по предложению попечителя Н.Я.Боронина, была открыта бесплатная квартира на 18 бедных женщин. В следующем году прихожанин Г.М. Похонин пожертвовал 4 тыс. рублей на строительство дома для приходских бедных. Живший в приходе архитектор Карл Вербицкий составил план и взял на себя наблюдение за строительством дома. Кто пожертвовал деньгами, кто работами, кто материалами, кто их доставкой. Так устроился приличный двухэтажный дом. Усилиями всего прихода, в том числе братьев Елисеевых, в 1883 году был выстроен второй дом, к 1889 г. третий. Наблюдение за строительством вели г-н Вербицкий и протоиерей И.И.Демкин. В конце века на пожертвование Н.Я.Боронина и завещанные церкви средства от прихожанина Г.М.Похонина был выстроен дом для старческого приюта на 41 лицо, и на устроение приюта для 35 девочек. Средства предназначались на помещение, стол, одежду и обувь, обучение их грамоте, чтению, Закону Божьему и арифметике, а также шить, вязать, стирать, гладить, готовить кушанье, петь в хоре. Попечитель К.И.Христофоров снимал им дачу, возил на елку, в театр. При выходе детей из приюта им выдавалась помощь.

Содействие просвещению осуществлялось через одноклассную приходскую школу, библиотеку, бесплатное распространение книг и брошюр, через любительский хор. В 1909 г. певцы обучались по нотам регентом Д.Ф.Яковлевым, отцом диаконом А.В.Васильевским и псаломщиком М.И.Преображенским.

1901 г. в приходе появился кружок трезвенников. За 12 лет в кружок записалось более 14 тысяч человек. Протоиереем И.И.Демкиным было предложено чтение о воздержании от опьяняющих напитков и пагубных последствиях пьянства. Оно было напечатано и выдавалось всем.

В 1858 году здесь произошло исключительное событие. «Северная пчела» пишет 23 января 1858 года:
21 января в церкви Благовещения на Васильевском острову принял крещение японец, известный по изданию японского словаря. В отечестве он был монахом, пристал к посольству графа Путятина в качестве учителя японского языка, согласился ехать в Россию. Попал вместе с русскими в плен к англичанам. Впоследствии они возвратились кругом света в Петербург. Японец принял наше подданство, научился говорить по-русски. Он хорошо знает свой язык, бойко пишет по-китайски, знает литературу своего отечества и вообще любознателен. При возникающих теперь наших отношениях с Японией было бы полезно учредить при Университете кафедру японского языка.

Неудивительно поэтому, что наш прадедушка включился в деятельность по развитию православия в Японии. Он награждался "за ревность к пользам миссионерского дела в Японии". Известно его письмо преосвященному Тихону о содействии к пополнению средств на миссионерство в Японии (Саратовские епархиальные ведомости. – 1874. – 16 дек. (№24). – С. 702-705).

Миссионер, святитель Николай Японcкий встретился с Иоанном Иоанновичем после многолетнего пребывания в Японии. Вот отрывок из его дневника:

24 сентября 1879. Понедельник.
.... Часов до 7 вечера потом провел время у Ив. Ив. Дёмкина. Был с ним в церкви на вечерни; понравились очень маленькие приделы - с одною дверью - северною в обоих. В Японии в маленьких церквах нужно будет подражать; и иконостас занимает весьма мало места: цар. вр. дверь иконы.

Показывал он потом свою богадельню: старушки и дети, бывшие бесприютными, живут совершенно счастливо; дети ходят в училище. На втором этаже дешевые квартиры: за 2 руб. в месяц две жилицы вместе имеют просторную теплую комнату. В кухни проведена вода. Со временем и 2-й этаж имеется в виду отдать бесплатно - бесприютным. Совершенно в духе первых времен христианства: Церковь призирает своих вдов и сирот. В подражание Благовещенской богадельне теперь во всех петербургских церквах заводят такие же. Замечателен великолепный образ святителя Тихона в богадельне: когда Ив. Ив. Дёмкин был очень болен ревматизмом, один прихожанин дал обет построить этот образ и киот, если он выздоровеет. Вот так любят дети духовные своего пастыря и молятся о нем! Началась богадельня постройкой - почти без денег; главный возбудитель и осуществитель доброго приходского дела о. Иоанн Дёмкин. Образцовый пастырь он; вечно - по требам и церковным делам; и всякого приходящего звать его на дело - встречает с такою любовью, каким бы делом ни занят был или как бы ни был уставши в то время: "кого Бог дал там?", или: "а вот Господь и еще посылает дело", только и слышатся его слова. Побольше бы таких пастырей! ....


В 24 ноября 1886 г. отмечался 25-летний юбилей служения Иоанна Иоанновича. Юбилей отмечался очень торжественно. Была выпущена книжка с описанием этого торжества:

Двадцатипятилетие священства при Благовещенской Васильеостровской церкви, протоиерея Иоанна Иоанновича Демкина. 1861 24/XI 1886. – СПб.: тип. Ф. Елеонского и К°, 1886.

Книжка о 32 страницах, с речами и поздравительными телеграммами и описанием разного рода подарков, от драгоценного наперсного креста до вышитых полотенец и табуретов собственного изготовления. Вот отрывочек из этого описания:
"...После чаю и закуски предложен был обед, сервированый более чем на сто персон. Обед прошел весьма оживленно среди тостов, речей, пения певчими духовных концертов и чтения поздравительных писем и телеграмм, во множестве полученных из разных мест и от разных лиц".

Поздравительная речь В.М.Ведрова была научным докладом о развитии благотворительности от язычества до наших дней. Он приводил примеры из Плиния, Цицерона и Тацита о благотворительных деяниях Епаминоида, Кимона, Биаса и других известных лиц древности. И только христианство возвело благотворительность на первое место в нравственном мире.
Надо сказать, что все речи и ответы Иоанна Иоанновича поражают непривычной в наше время теплотой и искренностью. Мы не можем поместить здесь этот текст (он в формате pdf). Но его легко найти в сайте ленинской библиотеки в разделе документов свободного (то есть бесплатного) доступа.

В 1911 г. был открыт подписной лист добровольных пожертвований средств и материалов для ремонта храма. На собранные средства сделали внутренний и внешний ремонт, исправили полы, поставили калориферы, позолотили иконостасы, посеребрили подсвечники и лампады, старые электропровода заменили на новые.
.
Но вернемся к нашему герою. Канву его жизни показывает
Справочник Весь СПб, ежегодно упоминая Иоанна Иоанновича. Нам удалось увидеть почти все выпуски справочника с 1892 до 1915 года (См. в нашем разделе "Архив") Жил он при церкви, ВО 7-я линия 70 до самой кончины. там находили приют приезжающие к нему внуки. Когда жена Ио.Ио. умерла и все дочери вышли замуж - старик остался один. Тогда сын его Михаил Иванович со всем многочисленным семейством переселился к отцу и жил с ним до самой его кончины.

Данные об Ио.Ио. находим в адресной книге "Весь Спб", в архиве ЦГИА СПб, (Псковская, 18), в фонде Петроградской Духовной Консистории, среди Клировых ведомостей Девятого Столичного Округа, в послужном списке Ио.Ио. Демкина. 1912 г. (См. в в "Архиве Демкиных").

Послужной список удостоверяет год рождения Ио.Ио. - 1837.
9 октября 1861 г. По окончании высшего учебного курса в Санкт-Петербургской Духовной Академии, 9 октября 1861 г он получил степень магистрf, и вскоре, 24 ноября 1861 г. стал священником церкви Благовещенья, что на ВО, между 7-й и 8-й линиями у Малого проспекта. Он сменил умершего священника этой церкви, Симеона Афанасьевича Румянцева. Обычно место отца переходило к сыну. Но сыновья Симеона Афанасьевича вышли из духовного сословия. Его место в этой церкви наследовал зять, наш Иоанн Иоаннович, женившийся на 16-летней дочери отца Симеона, Катеньке Румянцевой.

Деятельность Ио.Ио. был очень широкой и разнообразной. Он назначен производить судебные следствия. Он член комиссии, заведовавшей церковно-приходской школой. С 7 марта 1890 г. он назначен настоятелем Благов. Церкви. Состоит членом комиссии заведующей церковно-приходской школой при Благовещенской Церкви. Отмечено его долголетнее весьма полезное служение делу Духовной миссии в Японии. 25 марта 1881 г. к 20-летию служения, произведен в сан протоиерея. в 1867 и 1880 получал благодарности за катехизические беседы.

Иоанн Иоанович получил много награждений. По-видимому, часть из них получали почти все священники. За полезные и усердные труды Ио.Ио. награжден скуфьею, набедренником, камилавкою, палицею. наперстным крестом, митрою. Нам уже вряд ли понять, что это такое.
Но были и более серьёзные награды:
В 1891 году Императорское Православное Поместнинское Общество избрало его в пожизненные действительные члены и выдало диплом и специальный знак для ношения на шее.
В 1896 он пожалован серебряною медалью на Александровской ленте для ношения на груди в «Память Царствования Императора Александра III» В

Три ордена Святой Анны и три – Святого Владимира означали высокое признание его заслуг. Еще удивительнее для меня было узнать, что он был пожалован в потомственные дворяне. Священник – дворянин? Оказывается, это возможно, хотя и очень редко, и видимо, очень почетно. В числе важных его заслуг - организация помощи голодающим.

И не хочется - а поневоле приходится добавить, что в 1921 году активисты Комитета Помощи Голодающим (Помгол) не только не были награждены - но их приговорили к РАССТРЕЛУ за такую деятельность! Могу назвать имена по крайней мере двух из них: Это Екатерина Дмитриевна Кускова, одна из видных либеральных публицистов и Сергей Николаевич Прокопович, известный марксист-экономист и член Временного правительства. Их, и всю группу Помгол спасло только вмешательство Нансена. [См. М.Шишкин, Русские в Швейцарии", стр. 162]


Жалование Ио.Ио. не получает, а получает % кружечного сбора, 1875 рублей, % с причтового капитала и от арендных статей за поминовение усопших, 887 рублей (в год). Для сравнения вспомним, что обучение в Университете стоило 50 рублей в год, обучение в гимназии 30 рублей, одновременно учились несколько детей. Так что не зря сыновья просили стипендию и освободить от уплаты.
Недвижимого имущества у него – нет
Был ли в походах против неприятеля – нет
Подвергался ли взысканиям – нет


Румянцевы, родня нашей прабабушки

Вот что говорит о Семене Румянцеве "Клировая Ведомость", в 1860, за год до его смерти.(См. "Архив С.М. Румянцева"):
Окончил в 1937 году семинарию и в 1838 посвящен в дьяконы. через 8 лет - в священники церкви Благовещенья. Награждался скуфьею, набедренником, камилавкою.

У священника Румянцева в семействе:
Жена Александра Андреевна 39 лет.
Дети:
Владимир - уволен в светское сословие и находится при отце, 19 лет.
Василий – обучается в Санкт-Петербургской Медико-хирургической Академии, 17 лет.
Екатерина находится при родителях, 15 лет
Варвара находится при родителях, 14 лет.

В церковном списке 1912 года сказано, что у Ио.Ио. недвижимости нет, а справочник, начиная с 1907, упоминает домовладение.
Более того, оказалось, что дом 4 это и не дом вовсе, а "п.м.", пустопорожнее место, на котором дома нет. В архиве кредитного общества имеется архивное Дело о залоге этого участка, и датируется оно 1905-1913 гг. Похоже, что Ио.Ио. купил этот участок в 1905 и тут же его заложил. И выкупил только в 1913. После смерти Ио.Ио. в 1916 году участок наследовал его сын и мой дед, Иван Иванович 2-й, мировой судья.

Этот участок появляется в воспоминаниях Лидии Ивановны. В 1919 году семья собиралась уезжать из голодного Петрограда. Она пишет: ... отец отказался - на своем участке 180 кв.саженей (то есть семь соток) на Крестовском о-ве он посадил картофель и овощи, которых ему одному хватит.

Участок этот находился между примерно параллельными Морским и Константиновским проспектом, а между ними - от Еленинской до Владимирской, (которая стала теперь Гребной), проходила параллельно Морскому. Улица Викторская, ныне не существует. На месте участка Ио.Ио. (огорода Ив.Ив.) сейчас раскинулся жилой комплекс "Зеленый остров".

В семье Иоанна Иоанновича родилось 10 детей:
Дмитрий (11 мая 1863- 27 мая 1925) Мировой судья, Тов.Гор.Головы СПб, предприниматель;
Александр (3 окт 1865 - 4 апр 1871) ;
Михаил (19 янв 1867 - 1932) преподаватель, смотритель училищ;
Иван (7 июня 1869 - 28 июня 1943) мировой судья, присяжный поверенный, преподаватель правоведения;
Петр (8 янв 1871 -1932) Акцизный чиновник;
Ольга (9 июля 1872 - 1941) замужем за священником Вышеславцевым
Анна (1874-1946) врач, замужем за священником Поспеловым;
Елизавета (1878-1948) библиотекарь, замужем за горным инженером Можаровым;
Николай (1879-1954) капитан дальнего плавания;
Пелагея (1880-1970) эмигрировала, жила в Париже.
Здесь жирным шрифтом показаны надежные даты рождения - из клировых ведомостей, даты смерти - из некроголов (Дм.Ив.) или из надписи на могильном камне (Ив.Ив.). обычным шрифтом - данные Лидии Ивановны, возможно, записанные ею со слов родственников.


Судьбы поколения поповичей

В XIX веке поповичи начали уходить из духовного сословия, шли учиться и составили массу российского образованного сословия. Сыновья Семена Румянцева, (того же поколения, что и Иоанн Иоаннович!), уже последовали новому веянию. Старший из них, Владимир, просто "уволился в светское сословие", младший Василий в свои 17 лет уже "обучается в медико-хирургической академии". Имя Владимира Семеновича Румянцева попадается в качестве фельдшера в справочнике Весь СПб. Из пятерых сыновей Иоанна Иоанновича ни один не пошел по стопам отца и деда. Семейная легенда приписывает это "передовым взглядам Иоанна Иоанновича, который "ни одного сына не направил по духовной линии". Нет, то был дух времени. Можно думать, что Ио.Ио., естественно, хотел направить "по духовной линии" старшего сына Дмитрия, но как это происходило, нам неизвестно. Сыновей не так-то просто "направить". С дочерьми все легче. Двух старших из них, Ольгу и Анну, выдали за священников, двух младших, Лизавету и Пелагею - за инженера и врача, но все таки - поповичей. Инженер Можаров, муж Елизаветы, был сын священника в селе Демкино, а врач Полканов - сын священника в церкви Смоленского кладбища. Демкины и Полкановы были давние знакомцы.

Две дочери, Анна и Елизавета, получили высшее образование и профессию. Какое образование у Пелагеи мы не знаем, но в эмиграции, ей пришлось самой зарабатывать на жизнь. Только старшая, Ольга, в 18 лет ставшая матерью, не имела профессии.

Уходит из жизни первое поколение

По детским воспоминаниям младшего сына Ио.Ио., Николая Ивановича, капитана, Екатерина Семеновна (1845_29 августа 1892) страдала какой-то хронической болезнью. Она умерла в возрасте 48 лет, по церковным документам - от холеры.

На ком держался дом без матушки Екатерины? Видимо, на дочерях. Но время идет, дочери выходят замуж, уходят в свою собственную отдельную жизнь. Где-то около 1905 Иоанн Иоаннович остается один. И тогда сын, Михаил Иванович Демкин, которому уже около 40, со всем своим семейством переехал в церковный дом, где всегда жил Ио.Ио. Это ВО, 7-я линия дом 70, отцовская квартира 4. Иоанну Иоанновичу было уже 70. Михаил с семьей жил там до самой кончины Ио.Ио., так что старик не остался в одиночестве.

Иоанн Иоаннович скончался 14 фев 1916 г. в 78 лет, от воспаления легких. Похоронен на Смоленском православном кладбище.

Потом наступил 1917, а там и 1930-е годы. Многие церкви были взорваны, а священники убиты или отправлены в лагеря. Приходится только радоваться, что прадед наш не дожил до этого времени. Он умер в феврале 1916. Не пощадили его могилу: большая часть Смоленского кладбища была уничтожена. Церковное здание выжило.
В 1936 году Орджоникидзе и Ворошилов потребовали передать церковь Благовещенья конструкторскому бюро для проведения там "работ оборонного значения". Началась перестройка внутреннего пространства. Последний договор о техническом использовании здания был заключен в 1989 (!) году с трестом «Сев-зап-монтаж-автоматика».

Сейчас церковь действует и продолжается её восстановление.

Труды Иоанна Иоанновича Демкина:

[Быстров Ф.Н., Демкин И.И.] Письмо к Преосвященнейшему Тихону, епископу Саратовскому и Царицинскому, от Санкт-Петербургских священников Иоанна Демкина и Федора Быстрова // Саратовские епархиальные ведомости. – 1874. – 16 дек. (№24). – С. 702-705.

Демкин И.И. Памяти потомственного почетного гражданина Сергия Ильича Скворцова : Из сл., сказ. при погребении в Благовещ. на В.О. церкви прот. Иоанном Демкиным 7 марта 1883 г. – СПб.: тип. Дома призрения малолет. бедных, 1883.

Демкин И.И., О любви к храму божию : (Сказано в Благовещ. на В. О. церкви в полугодовой день кончины церк. старосты В.Е. Владимирова). СПб.: т-во "Печатня С.П. Яковлева", 1900.

Демкин И.И., Духовное торжество в приходе Благовещенской на Васильевском острове церкви при открытии церковно-приходской школы. СПб.: тип. Гл. упр. уделов, 1901.

Демкин И.И. Приходская жизнь при Благовещенской Василеостровской церкви с 1862 до 1912 года со стороны церковно-общественной благотворительности. СПб.: Общественная польза, 1912.

Демкин И.И. Памяти Константина Ивановича Христофорова / СПб.: тип. т-ва "Обществ. польза", 1912.

Публикации об Иоанне Иоанновиче Демкине:

Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов С.-Петербургской духовной академии : 1814-1869 гг. / Сост. Алексей Родосский. – СПб.: тип. И.В.Леонтьева, 1907. – С.133.

Двадцатипятилетие священства при Благовещенской Васильеостровской церкви, протоиерея Иоанна Иоанновича Демкина. 1861 24/XI 1886. – СПб.: тип. Ф. Елеонского и К°, 1886.

Иоанн Иоаннович Демкин, протоиерей Благовещенской церкви на Васильевском острове // Русский паломник. – 1886. – №46.

Общество вспоможения приходским бедным при Благовещенской церкви на Васильевском острове // Сайт: Энциклопедия благотворительности Санкт-Петербурга.

Храм Благовещенья Пресвятой Богородицы на Васильевском острове. 250 лет. – СПб.: Коста, 2012. – C. 102 – 103.

Цветкова Н.А. Наследники, идущие не в след. – СПб: Нестор-История, 2013. – С. 35 – 37.

<< Дмитрий Ив, СТУДЕНТ4_ВЯТКА и лето 1942>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация