Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

С.С.Артемов: ГРАНИЦА НА ЗАМКЕ

Осень этого года я провел в Казахстане, в городе Уральске, у моих бабушки и дедушки, к которым езжу в гости почти каждый год. Вечером 3-го ноября за мной приехала мама, и утром 4-го мы с ней выехали на автобусе в Самару - наш пересадочный пункт на пути домой, в Обнинск.
Небольшое расстояние, отделяющее Уральск от российской границы, мы с мамой проехали быстро, “с ветерком”, болтая друг с другом и любуясь видами за окнами автобуса - просторными приуральскими степями и полями. Было пасмурно и холодно, но это не портило ни красивой панорамы за окнами, ни нашего прекрасного настроения.
- Когда я ехал сюда, - сказал я маме, - мы простояли на границе сорок минут.
- А мы вчера - гораздо больше, - ответила мама.
Я уже настроился морально на долгие досмотры-проверки вещей и документов на границе. Но того, что произошло на самом деле, ни я, ни мама не ожидали и не могли ожидать.
Через казахстанский пограничный пункт мы проехали быстро и без малейшего затруднения. Водитель автобуса зашел в небольшую сине-белую будку пограничников, недолго поговорил с ними, вышел - и мы двинулись дальше. На российском погранпункте (небольшая зеленая будка с занавешенными окна-ми, железные решетчатые ворота, флагшток с трехцветным флагом на фоне пасмурного осеннего неба) поначалу тоже все шло довольно быстро, легко, своим чередом. Пограничник, вошедший в салон, бег-ло окинул взглядом и забрал с собой документы пассажиров. Осмотр багажа не занял даже и двадцати минут - все прошло почти в мгновение ока и без всяких затруднений. Затем пограничники попросили всех пассажиров выйти из автобуса.
Не очень-то мне хотелось (я был немного простужен) выходить лишний раз под холодный ноябрьский ветер, но делать было нечего. Я вышел вслед за другими пассажирами. Пограничник с нашими доку-ментами в руках выкликал по фамилиям их обладателей: “Артемова! Атаев! Богданова!” И так далее.
Наконец снаружи остались только я и еще один человек. Я внутренне напрягся - сейчас позовут меня! Но нет! Вызывавший назвал фамилию моего соседа, тот прошел в салон, а я остался снаружи один, уже встревожившись и не понимая, в чем дело.
«А где его паспорт?» воскликнула моя мама, указывая на меня. В ответ ее попросили зайти в по-граничную будку. Мама зашла туда, начала о чем-то объясняться с пограничниками, а я остался сна-ружи. «Что не понравилось им в моем загранпаспорте?» - мысленно недоумевал и сердился я. – «В чем они меня подозревают?» В довершение всего, пассажиры автобуса возмущенно кричали: «Я на самолет опаздываю! А я на работу! У одного паспорт не в порядке, а задерживают всех! Ссадить этих двоих, и пусть остаются!» Через какое-то время дверь будки открылась, из нее вышла мама и сказала мне: «Иди в автобус!» Я с облегчением вошел в теплый салон, но не успел подняться по ступенькам, как водитель крикнул мне:
- Если у тебя паспорт не в порядке, засунь его подальше и возьми себе новый! А то я тут из-за те-бя целый час стою!


- Паспорт-то у меня в порядке, - огрызнулся я, проходя на свое место, - это у них там мозги, наверно, не на месте!
Пассажиры в этот момент молчали, только мой сосед с правой стороны салона спросил: «У тебя что, паспорт просрочен?»- «Ничего не просрочен» - ответил я, - «еще полтора года может действовать. Не знаю, чем он им не понравился». Не в силах сдержать своего возмущения, я стал вслух (но все-таки вполголоса, приличия ради) ругать пограничников бюрократами и слабоумными, говорил пассажирам: “Думаете, мне самому приятно здесь торчать?” и, обращаясь к соседу, пошутил: ”Граница на замке, а замок заело!”
Другим пассажирам спокойствия тоже хватило ненадолго, они снова начали возмущаться и один за другим ходили к пограничникам, чтобы выяснить, в чем дело. В общем, я простоял, как мне кажется, час на улице и столько же просидел в автобусе. Вскоре пассажиры вернулись на свои места, вошла ма-ма и попросила меня пройти к пограничникам. Выйдя из автобуса с сумками в руках и забрав чемодан, мы в сопровождении пограничника прошли в зеленую будку. “Так что все-таки случилось??” - раздра-женно спросил я у сопровождающего. “Тихо, тихо, успокойся, - сказала мне мама, - сейчас я тебе все расскажу”.
Один из находившихся там молодых людей в зелено-серой форме задал мне несколько вопросов, и все (или почти все) стало ясно.
- Когда ты родился?
- 30 августа шестьдесят девятого года, - ответил я.
- Ездил ли раньше за границу?
- Да, - ответил я, - два года назад в Латвию и несколько раз сюда, в Казахстан.
- У тебя в Обнинске есть друзья?
- Да, есть.
- Плохих друзей нет?
- Нет.
- Когда ты ехал в Латвию, тебя никто не просил что-нибудь передать, например, посылку?
- Нет.
- А когда ехал обратно?
- Тоже нет.
- Ты в Латвию к кому ездил, в гости?
- Да, у меня в Риге тетя.
- Мамы сестра?
- Да, младшая.
Другой пограничник, внимательно слушая наш разговор, стучал по клавишам компьютера и смотрел на экран, очевидно, проверяя мои слова. Вообще, пограничники действовали быстро и были с нами очень вежливы, даже любезны. Мне стало стыдно, что я так их ругал.
Быстро-то быстро, однако пока один расспрашивал меня и маму, второй работал на компьютере, третий и четвертый беседовали с другими «клиентами» (среди которых были действительно сомнительные личности), прошло еще много времени. Наш автобус пограничники, разумеется, давно отпустили. Когда, наконец, выяснилось, что я - это я, румяная девушка-пограничник посадила нас с мамой в по-путную машину, которая теперь уже без задержек, за три часа доставила нас в Самару.
Подумав над этим происшествием, мы с мамой пришли к выводу, что пограничники разыскивали како-го-то “нехорошего” человека с теми же, что у меня, именем и фамилией, но после проверки убедились, что я - не он.
Что ж, все хорошо, что хорошо кончается. Но больше я уже не поеду через эту границу.
9 ноября 2001 года.

<< Г.Н.Раутиан: КОМАНДИРОВКА В ЛОНДОН, 1963С.И.Демкина: ВОЙНА, ЭВАКУАЦИЯ>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация