Главная
Семейная мозаика

С.С.Артемов: СТРАНА ЧЕРНОГОРИЯ

Отъезд
31 мая мы с мамой встали очень рано. Спустились с вещами вниз, сели в такси и в 6 часов утра уже выехали из Обнинска. В аэропорт «Домодедово» приехали к 8 часам, за два часа до самолёта.
Нам повезло с регистрацией – к «нашему» окошку совсем не было очереди. Так что после того, как мы сдали багаж, у нас осталось ещё очень много свободного времени. Мы успели и позавтракать, и немного отдохнуть.
В 10-15 мы вылетели из «Домодедова» в черногорский аэропорт Тиват, на самолёте компании «Уральские авиалинии». Летели мы 2 часа 50 минут. Полёт прошёл очень хорошо. Мы отдохнули, поели, почитали, полюбовались красивыми видами за окном самолёта. На подлёте к Тивату мама показала мне внизу столицу Черногории Подгорицу, реку Морачу, на которой стоит этот город, и Скадарское озеро. Пролетев над Адриатическим морем и заливом Бока Которска, мы приземлились в Тивате в час дня по Москве, или в 11 утра по местному времени.
Получив наш багаж и выйдя из здания аэровокзала, мы сели в приехавшую за нами машину. По извилистой горной дороге-«серпантину» мы быстро доехали до города Будвы и до «нашего» дома – трехэтажной виллы «Крапина» на улице Мимоза (это в северной части города, недалеко от гор). Хозяйка виллы Дражина и её помощница Мирела помогли нам отнести вещи на 3-й этаж, в наш 11-й номер.

Будва
Наша комната оказалось очень уютной, с балконом, двумя кроватями, шкафом и тумбочками, душем и туалетом, телевизором.
Немного отдохнув и разобрав часть наших вещей, мы с мамой пошли гулять по городу.
Будва стала городом-курортом не так давно, уже после распада Югославии. Город в основном 2-3-4 этажный, с черепичными крышами. Но в последние годы отступил от этого правила и поэтому в Новом городе есть современные многоэтажные застеклённые «коробки» - магазины, банки и другие учреждения, ближе к морю – отели. Вообще же город Будва очень древний, известный ещё с античности.
У моря стоит Старый город с узкими средневековыми улочками и австрийской крепостью (Цитадель), построенной в 19-м веке. Австрия оккупировала Адриатическое побережье Черногории с 1797 по 1918 годы (с перерывом в 1806-1814). С тех пор здесь осталось много австрийских крепостей и горных дорог.
Мы с мамой сначала погуляли по Новому городу. Осмотрели автобусную станцию – с фонтанами, зелёными насаждениями и даже зоопарком (олени, кролики, лебеди, павлины), совсем не похожую на наши автовокзалы. По уютным зелёным улицам прошли к морю. Купаться не стали, потому что было холодно. Прошлись по городскому пляжу. Потом зашли в Старый город, полюбовались старинными улочками и зданиями. Посетили Археологический музей – небольшой, но с очень интересной экспозицией античных сосудов, монет, украшений, а также предметов быта черногорцев 16-19 веков. Полюбовались крепостью, возвышающейся на неприступном обрыве над морем, и пошли домой.

На другой день, 1 июня, мы снова гуляли по Старому городу. Осмотрели Цитадель. Погуляли по её стенам, затем вошли внутрь крепости. Посетили музей, где выставлены макеты знаменитых кораблей, построенных местными моряками (например, «Санта-Марии» Колумба), и чья-то очень богатая библиотека – множество книг на разных языках, включая русский. Чья это библиотека – неясно, потому что в музее нет никаких пояснительных надписей. Ясно только, что её владелец был человеком с разносторонними интересами, читавшим Пушкина и Еврипида, речи маршала Тито и книги о ракетной технике.

Выйдя из музея, мы с мамой поднялись по ступенькам почти на самый верх крепости, к подножию венчающей её башни с черногорским флагом. Там мы с удивлением увидели несколько дверей, перед которыми сохло на верёвках бельё стоял столик. Интересно, что за «Карлсоны» живут на такой высокой «крыше»? Вероятно, смотрители флага.
Выйдя из крепости, мы пошли домой. По дороге посетили турагентство и несколько магазинов. Два раза попали под дождь (вообще этот день был очень дождливый).
Вечером мы пошли в находящийся недалеко от нашего дома старинный монастырь Подмайне, на концерт русского женского вокального ансамбля «Катюша» из Петрозаводска. Концерт был недолгим, около часа. Певицы исполняли русские народные и советские песни («Ой да ни вечер», «Катюша», «Подмосковные вечера» и другие). Пели они без аккомпанемента. Тем более было заметно высокое качество исполнения. Собравшаяся в зале публика оказала нашим соотечественницам очень тёплый приём. После концерта артистки водили со зрителями хоровод и играли в русские народные игры. Одним словом, концерт был прекрасный.
Всего мы с мамой прожили в Будве 10 дней (до 10-го июня). Много путешествовали, каждый день куда-нибудь ездили на автобусе.
Ездили в Пераст – «город моряков», где при Петре Первом «русские бояре» учились морскому делу у местного капитана Марко Мартиновича. Другой моряк из Пераста – Матия Змаевич – сам служил в те годы в русском флоте, участвовал в Северной войне со шведами, дослужился до адмирала. Мы с мамой осмотрели два очень интересных морских музея (в самом городе и в церкви на острове напротив него) и сам город. Пераст - городок небольшой, но очень интересный, с множеством старинных зданий, с двумя главными улицами, идущими вдоль моря, и множеством каменных лестниц, поднимающихся наверх, в гору

Ездили в Котор – очень красивый древний город, со множеством прекрасных памятников средневековой архитектуры – дворцов, храмов и других старинных зданий. Старый город Котора занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы с мамой и Тусиной подругой Ладой гуляли по Старому городу, прогуливались по крепостным стенам и поднимались в горы около Котора. Увидели вблизи возвышающуюся над городом старинную крепость, дошли до Шпиляр – оставленного людьми посёлка с руинами каменных стен и зданий, венецианской церковью. Из Котора мы ездили на автобусе в городок Рисан, где осмотрели остатки римской виллы (2-й век нашей эры) и полюбовались напольными мозаиками.

Очень понравилась мне наша поездка в Бар (город на юге Черногории, крупный транспортный узел) и пеший поход оттуда в Старый Бар. Это полуразрушенный город-крепость в горах, в нескольких километрах от современного города, окружённый посёлком восточного облика , с ресторанами и сувенирными лавками. Старый Бар известен с 9-го века, был сербским, византийским, венецианским, наконец (с 1571 по 1878 год) турецким городом, но вскоре после 1878 года был оставлен жителями по не совсем понятным причинам. Теперь там музей. Описывать словами все красоты Старого Бара – дело неблагодарное, но я всё же попытаюсь. Старая крепость (Цитадель), заложенная еще в 11 веке, полуразрушенные церкви, дворцы, башни, ворота, турецкая баня – всё это чрезвычайно живописно и само по себе, а на фоне природы – ещё больше. Особенно меня поразил высокий кипарис, растущий прямо из крепостной стены. До чего же живучее дерево, всюду может расти! Заинтересовало нас и мусульманское кладбище недалеко от посёлка, с гробницами необычной формы, исписанными надписями на турецком языке.

Но ещё больше мне понравилась наша поездка в Цетинье – старую столицу Черногории (с конца 15-го века до 1945 года), расположенную в горах, в часе езды от Будвы. Это город-музей в самом полном смысле слова. То, что «официально признанные» архитектурные достопримечательности (например, здания бывших посольств 11-ти европейских держав, построенные в конце 19-начале 20 века) имеют каждая свой неповторимый облик – это само собой. Но поразительно, что буквально у каждого жилого дома есть какая-нибудь архитектурная особенность, отличающая его от других и обращающая на себя внимание, – то труба, то крыша, то ещё что-нибудь необычной формы. Конечно, это относится к старым домам. Послевоенные здания времён Тито такого своеобразия напрочь лишены.
А музеи?!
1)Дворец черногорского короля Николы (1860-1916) с портретами его самого, королевы Милены, сыновей, многочисленных дочерей и их мужей – сербского и итальянского королей, двух русских великих князей и других высоких особ, а также различными предметами быта королевской семьи.
2) Бильярда – резиденция Петра Второго Негоша, духовного и светского правителя Черногории в 1830-1851 годах, большого друга России и поклонника русской культуры, известного поэта. Там тоже очень богатая экспозиция – портреты, книги, картины, предметы мебели.
3) При Бильярде - замечательная рельефная карта Черногории, составленная австрийскими военными в годы 1-й мировой войны.
4)Этнографический музей (бывшее сербское посольство), экспозиция которого даёт яркое представление о повседневной жизни черногорского народа в средние века и позже, до начала 20-го века.
5)Наконец, бывший Дом правительства – с картинной галереей и историческим музеем. Галерея не произвела на нас большого впечатления – «шедевры» местных абстракционистов понять почти невозможно, а работ старых мастеров в музее мало, да и особым талантом их авторы не блещут. Другое дело – исторический музей, с чрезвычайно богатой и интересной экспозицией, отражающей всю историю Черногории с древнейших времен до 1918 года, когда она стала частью Югославии. Это о музеях. Что ещё?
Цетиньский монастырь (18-й век). Городские парки. Монумент «Душа Ловчена» в память черногорских добровольцев- несостоявшихся участников 1-й мировой войны, приплывших из далёкой Америки защитить свою Родину и погибших при взрыве корабля недалеко от родных берегов. Памятник основателю Цетинье Ивану Црноевичу… И всё это мы осмотрели за один день!

Чтобы отдохнуть от культпоходов, мы иногда выезжали «на природу». Ездили в курортный городок Петровац (между Будвой и Баром), гуляли по окружающим его горам.
Гуляли по окрестностям Будвы. Видели известный курорт Свети-Стефан – бывший остров, соединённый дамбой с материком и застроенный отелями, курортный посёлок Милочер с дворцом и парком югославских королей. Поднимались в горы от деревни Браичи, чтобы осмотреть австрийскую крепость Космач (полуразрушенную, но ещё очень внушительную).
Пока мы путешествовали, наша хозяйка и её помощница мыли нам полы, меняли постельное бельё и полотенца. В общем, делали всё, чтобы мы ни в чём не нуждались. Так что жили мы на вилле «Крапина», как у Христа за пазухой. В свободное от путешествий время отдыхали и читали книги о Черногории. Мама ходила в гости к знакомым.

9 июня (накануне отъезда из Будвы) после долгих холодов стало очень жарко. Мы решили искупаться, но, к сожалению, это нам не удалось. На пляж Яз (за 2 км от Будвы) автобусы ещё не ездили («не сезон»), а городской пляж и ближайший к нему были буквально забиты купающимися. Пришлось ограничиться мороженым и «купанием» под холодным душем. К нам зашёл Андрей (Тусин муж) и договорился, когда именно на следующий день он отвезёт нас на машине на новое место отдыха (деревню Жаница), куда приезжала и Туся со всеми детьми. Вечером мы с мамой собрали вещи к отъезду.

Жаница
Утром 10 июня за нами приехал Андрей. Мы попрощались с нашей хозяйкой и её помощницей, сели в машину и вскоре, проехав несколько деревень, приехали в Жаницу.
Это приморская курортная деревня, с очень хорошим, просторным галечным пляжем на берегу бухты Бока Которска. С пляжа хорошо виден вход в бухту, два острова, его замыкающие (большой остров Мамула с австрийской крепостью и маленький остров Жаниц со старинной церковью), и далеко на горизонте – полуостров Превлака (уже хорватский), тоже со старой крепостью. И с суши, и с моря Жаница окружена очень живописными горами, поросшими лесом.
Мы отнесли вещи - одни к Тусе (то-есть в дом, где она остановилась ) , другие – на «нашу» виллу «Паулич». Это было не очень легко – с большими и тяжёлыми сумками в руках подниматься и спускаться по каменным лестницам, которые идут от моря вверх, в гору. Хотя опыт походов по горам помог мне быстро освоиться с этими лестницами.
Наш номер на вилле «Паулич» был небольшой и не такой комфортный, как на вилле «Крапина» в Будве. Но всё необходимое у нас было – две кровати, шкаф, тумбочки, холодильник, а также душ и туалет – правда, не в номере, а в коридоре. Нашу хозяйку звали Зорица. Вилла «Паулич», можно сказать, двойная – над нашим домом сверху стоит ещё один.
Мы разобрали часть наших вещей, погуляли по пляжу, пообедали в ресторане. Потом вернулись домой, отдохнули, поужинали и легли спать.
Туся с детьми приехала поздно вечером.
Мы прожили в Жанице почти две недели – с 10 по 22 июня. Наша жизнь там была довольно однообразной. Утром и вечером мы купались и загорали. Днём гуляли по берегу моря – через курортный посёлок Миристе к австрийской крепости Арза. Когда Туся и Андрей куда-нибудь уезжали, мы с мамой смотрели за детьми – вместе купались, гуляли, обедали – дома или в ресторане. Я с увлечением играл с Варей, рисовал, смотрел вместе с детьми мультфильмы и кино на компьютере. Мне понравился американский фильм-сказка «Белоснежка. Месть гномов», очень необычно (гномы-разбойники и Белоснежка – их атаманша) и с юмором переосмысливающий популярный сказочный сюжет.
Иногда мы путешествовали. Днём 15 июня мы втроём – я, мама и Гоша – поплыли на прогулочном туристическом кораблике в Пераст. Во время плавания по Боке Которской я любовался морем и горами, береговыми пещерами и городом Герцег-Нови, мимо которого мы плыли. Мы высадились с корабля на острове напротив Пераста, оттуда на лодке переправились в сам город и погуляли по нему. Потом на автобусе доехали до паромной переправы . На пароме пересекли узкий пролив, затем сели на такси и доехали до города Тиват. Походили по магазинам, погуляли по набережной. Домой, в Жаницу, приехали уже затемно.
20 июня мы с мамой вместе с другими туристами плавали на катере по морю в Плави Шпилю – Голубую пещеру. Эта небольшая, но очень живописная береговая пещера, со свисающими сверху сталактитами, наполовину затопленная водой, чем-то напомнила мне «пещеру Даккара» из «Таинственного острова». Голубой её называют, вероятно, по особенному оттенку воды у входа в пещеру. Мама и ещё несколько туристов искупались в этой пещере, потом мы поплыли домой. Всё путешествие - туда и обратно по морю, купание в пещере – заняло минут 40, не больше.
Вообще путешествовать по морю из Жаницы довольно сложно. Точного расписания корабликов и лодок нет, так что рассчитывать что-то заранее трудно. С Плави Шпилей нам повезло – мы оказались «в нужное время в нужном месте».
Были и другие интересные происшествия. Например, однажды во время купания Гоша руками поймал небольшого осьминога, которого мы посадили в банку с морской водой, унесли домой, а потом съели.
20-го июня Туся с детьми переехала в «наш» дом, а Андрей уехал в Москву.
Накануне отъезда из Жаницы (21-го) мы ходили купаться на Арзу – просторный галечно-песчаный пляж около австрийской крепости, и на галечный пляж в Миристе. С удовольствием искупались в прохладной воде и отдохнули в тенёчке. (Купание на «нашем» пляже уже не доставляло нам удовольствия, после того, как трактор, работавший там последние несколько дней, «разровнял» весь пляж до неузнаваемости.. ) Днём мы собирали наши вещи, а вечером «прощались с Жаницей» - ходили на море смотреть, как заходит солнце.
Утром 22-го июня Туся с детьми уехала в Тиват и оттуда в Москву. Мы с мамой закончили наши сборы, искупались в море, потом вызвали такси и около часу дня, попрощавшись с хозяйкой, поехали на третье место нашего отдыха – деревню Ластва-Грбальска. По дороге я любовался горами и морем. Таксист, который нас вёз, был очень любезный и разговорчивый – спрашивал нас, первый раз мы в Черногории или нет, нравится ли нам здесь, рекламировал нам экскурсии на Скадарское озеро и на Ловчен. Когда мы приехали в Ластву-Грбальску, он сам разыскал «наш» новый дом – «Беляновичи» (мы не знали, где именно он находится). Но это уже относится к третьей части моего рассказа.

Ластва-Грбальска
Деревня Ластва-Грбальска расположена недалеко от Будвы и примерно в трёх километрах от моря. «Ластва» означает «ласточка», а «Грбальска» - «холмистая», «расположенная на холмах» (от слова «грбаль» - холм). Вообще деревень с названием «Ластва» в Черногории очень много. Например, в окрестностях Тивата есть Горна и Донья (то-есть Верхняя и Нижняя) Ластвы. Петровац тоже назывался когда то Ластва-Кастелла.
Наши «Беляновичи» - прямо настоящий дворец! Большой трёхэтажный дом, приметного розового цвета, интересной архитектуры, с просторным двором. Расположен в конце деревни, у самой горы.
Наш номер находился на первом этаже, недалеко от ворот. Хозяева (молодая супружеская пара) помогли нам перенести туда вещи и показали, что где находится.
Номер был, в общем, удобным – три кровати, шкаф, кондиционер и телевизор. Душ и туалет в номере (а не в коридоре, как в Жанице). Хотя кое-чего нам там недоставало. Не было тумбочек, крючков для полотенец. Впрочем, полотенца можно было вешать на спинки кроватей, а вещи класть в шкаф. Хуже то, что душ был без занавески и во время мытья вода попадала на пол. Но зато он был просторный, что при моём росте очень важно.
Мы с мамой разобрали вещи, потом пошли гулять по деревне. «Разведали» дорогу от нашего дома к главной улице, где находятся магазин и автобусная остановка. Зашли в магазин, купили еды.
Придя домой, мы поужинали, помылись, легли спать и проспали… с семи часов вечера до пяти часов утра следующего дня (23-го)! Впрочем, именно в это время суток здесь и следует вставать, пока еще прохладно, а не жарко.
Мы позавтракали, достали расписание автобусов и стали думать, куда бы нам поехать. Решили съездить в Герцег-Нови. Собрали вещи, дошли до автобусной остановки и часов в 8 сели в автобус. Ехали мы около часа, через Тиват и паромную переправу (а не вокруг всей Боки Которской, что было бы вдвое дольше). Вышли из автобуса около Старого города, не доезжая до автовокзала. И пошли осматривать достопримечательности.
Несколько слов об истории Герцег-Нови. По сравнению с Будвой или Котором, известными ещё с античности, этот город действительно «новый», соответственно своему названию. Его основал в конце 14-го века боснийский король Твртко Первый. Примерно через 100 лет Герцег-Нови захватили турки. В 1538 году его отняли у турок испанцы и венецианцы, но в следующем году турки прогнали их отсюда. В 1687 году венецианцы отвоевали Герцег-Нови у турок уже окончательно. Дальше всё, как у всех приморских городов Черногории (кроме самых южных - Бара и Ульциня). До конца 18 века – венецианское владение; с 1797 по 1806 - австрийское; затем, до 1813, - французское; после падения Наполеона и до конца первой мировой войны – опять австрийское; с 1918 года – в составе Югославии. Центр русской белой эмиграции в Югославии. От турок, испанцев и венецианцев в городе осталось несколько старых крепостей.
Так вот, выйдя из автобуса, мы пошли сначала по улице Сербина. Затем свернули на тихую пешеходную улицу 13 июля (дата начала Черногорского антифашистского восстания в 1941 году) и по каменным ступенькам дошли до крепости Шпанела, заложенной в 1538 году испанцами и достроенной турками.
Эта крепость полуразрушена и, видимо, давно уже заброшена, но выглядит всё еще очень внушительно. Крепостные стены и разные укрепления, поросшие пышной южной растительностью, выглядят очень живописно и таинственно. Красота просто фантастическая! Странно, что никому не пришло в голову устроить там музей, как в Старом Баре.
Мы с мамой бродили по Шпанеле, наверное, часа два. Затем по улице-лестнице «13 июля» спустились вниз и пошли осматривать Старый город. Сначала погуляли по турецкой крепости Калегмердан, где сейчас размещается городской культурный центр. Она и сама выглядит, как театральная декорация, не чувствуется «аромата старины», как в Шпанеле или Старом Баре. Затем долго гуляли по Старому городу, ходили по старинным улочкам и «степениште», осмотрели несколько церквей, другие интересные здания, башню с часами, венецианскую крепость Форте марео. Наконец вышли к морю, на городской пляж и буквально бросились купаться – так нас измучила жара.
Искупавшись и поев мороженого, мы осмотрели очень красивое здание бывшего железнлдорожного вокзала, где недавно кинорежиссёр Эмир Кустурица устроил «ретро-отель» в стиле 60-х годов. Затем пошли гулять по набережной. Гуляя, мы искали, с помощью карты, улицу Ивана Комненовича, где находится городской музей, в котором мне очень хотелось побывать.
Музей мы нашли, но он был закрыт, так что мы не смогли попасть внутрь. Мы пошли к центру города, пообедали в кафе, дошли до автовокзала, сели на автобус и поехали обратно, до ближайшего к нашему дому пляжа Яз.
Там мы с огромным удовольствием искупались в море на галечном пляже – очень просторном и удобном, в 3 км от нашей Ластвы. Затем пошли пешком домой, поужинали и легли спать.
Следующие три дня мы тоже посвятили путешествиям.
24 июня снова ездили в Цетинье. Осмотрели несколько достопримечательностей, которые не видели раньше – Зетский дом (Королевский театр); здания французского, германского и итальянского посольств; мавзолей владыки Данилы, основателя династии Негошей, современника и союзника Петра Первого (в горах недалеко от Цетиньского монастыря). Пройдя по новым «титовским» кварталам города (своей безликостью очень сильно контрастирующим со старым Цетинье), мы взяли такси и поехали на горный массив Ловчен. Удивительная красота, для описания которой я просто не нахожу слов – это надо видеть. Мы доехали до горы Езерски врх, на вершине которой находится мавзолей Петра Второго Негоша. Мне очень хотелось дойти до него и осмотреть. Но, к сожалению, нам это не удалось. Тоннель, по которому обычно туристы поднимаются к мавзолею, был закрыт на реконструкцию. Горная тропа-лестница, также ведущая к мавзолею, была очень крутая и неудобная, а вскоре стала и вовсе непроходимой – во всяком случае, не для моих ног. Так что до мавзолея мы не дошли. Ну и пусть! Зато, останавливаясь передохнуть после утомительного подъёма, мы видели с горы всю Черногорию с высоты птичьего полёта – зрелище незабываемое, просто фантастическое. Спустившись с горы, мы поехали в Цетинье, а оттуда домой.

Мне с самого начала очень хотелось съездить в столицу Черногории Подгорицу и на расположенные недалеко от неё развалины античного города Диоклея. Но мама не соглашалась, потому что было очень жарко – а в Подгорице летом ещё жарче, чем на побережье. Но утром 25 июня, после двухнедельной жары, прошёл небольшой дождик и стало заметно прохладнее. Тут я всё-таки уговорил маму, Мы собрали вещи, пошли к автобусной остановке и вскоре (в 10.45) сели на автобус.
Ехали мы два часа, по горам, через Будву и Цетинье, мимо Скадарского озера. Наконец около часу дня приехали в Подгорицу. Купили на автовокзале очень хорошую, подробную карту города и пошли гулять по нему.
Прежде всего мы пошли в городской музей, находящийся не очень далеко от автовокзала, на улице имени Марка Милянова (это черногорский полководец, герой турецкой войны 1877 года). Здание, в котором расположены музей и картинная галерея, длинное, просторное и очень красивое в архитектурном отношении. Музейная экспозиция нас очень заинтересовала. Во-первых, выставка турецкого изобразительного искусства, очень своеобразного. Картины (если их можно так назвать) представляли собой написанные по-арабски тексты из Корана (так мы предполагаем), обрамлённые очень красивым орнаментом . Ещё больше мне понравились музейные экспонаты, очень подробно и всесторонне отражающие всю историю Подгорицы- с античности (древняя Диоклея) до 2-й мировой войны и наших дней. Я получил настолько полное представление об этом, что мне уже не хотелось ехать в Диоклею - на другой конец города. Я и так увидел её в музее: остатки колонн и гробниц, картины с видами руин древнего города. Другие подгорицкие музеи, которые я хотел посетить (археологический и географический), к сожалению, уже не работают.
Мы с мамой решили погулять по Подгорице. Нашли на карте заинтересовавший нас дворец короля Николы и пошли к нему.
Подгорица – город с архитектурной точки зрения малопримечательный. Старый город был почти полностью уничтожен во время 2-й мировой войны, а послевоенный Титоград с точки зрения архитектуры, по-моему, ниже всякой критики. Его никак нельзя сравнивать со «сталинским ампиром» и спальными районами послевоенной Москвы .
Можно сравнить с Уральском или, в лучшем случае, с Волгоградом. Лишь некоторые здания (театр, музей) «дотягивают» до старого Обнинска – но не больше того. (Возможно, у послевоенных застройщиков , возрождавшим город из руин, просто не было средств и времени для архитектурных красот).
Вот разве что трг Республики – просторная, выложенная желтыми каменными плитами площадь с фонтаном в центре – представляет собой что-то оригинальное.
Тем не менее архитектурные и скульптурные достопримечательности встречаются и в Подгорице – в основном среди современных строений и «осколков старины» . Гуляя по городу, мы с мамой осмотрели, например, здание городского театра с очень интересными скульптурами, символизирующими не только театральное искусство (муза театра с маской в руках, если я ничего не путаю), но и естественные науки ( структура молекулы, скелет динозавра). Отдохнули в парке Негоша около памятника нашему «знакомцу» Петру Второму. Прошли по улице Герцеговачка – подгорицкому Арбату. Перешли через реку Морача по пешеходному мосту «Москва – Подгорице», видели знаменитый (и очень красивый) мост Миллениум, постояли у памятника Высоцкому.
Наконец мы дошли до дворца короля Николы. По роскошной каменной лестнице с фонтанами поднялись к самому дворцу – довольно большому (по черногорским меркам) и тоже роскошному, с разными украшениями. К сожалению, внутрь мы попасть не смогли – были закрыты не только двери, но даже все окна. Красивое. но грустное зрелище, «забвенью брошенный дворец», как сказал бы Пушкин. Дворец закрыт, многие скульптуры в парке снесены – стоят пустые постаменты. Фонтан на лестнице работает слишком интенсивно, так что вода залила всю лестничную площадку. Впечатление такое, что за всей этой красотой никто не ухаживает.
Мы немного отдохнули на скамейке в дворцовом парке и пошли обратно, к автовокзалу.
Погуляли по остаткам «старого города», постояли около турецкой башни с часами. На автовокзале пообедали, затем сели на автобус и поехали домой.
Что ещё можно сказать о Подгорице? По-моему, этот город интересен тем, что не похож ни на один из других черногорских городов, в которых мы побывали. Это не город-музей, как Цетинье или Котор, не курорт, как Будва или Петровац.Это современный город с множеством деловых и административных зданий, очень интенсивным движением – автомобильным и пешеходным (почти как в Москве).
В общем, хоть и небольшая – немногим больше Обнинска, - но настоящая столица.
26 июня был праздник – День бокельского флота. Кажется, я уже говорил. что Черногорское приморье ( побережье залива Бока Которска) славится своими моряками.
Как мы узнали из путеводителя, в этот день председатель скупщины города Котор передаёт бокельским морякам ключи от города, затем эти моряки в парадной форме обходят Старый город, водят хоровод («морское коло»), а в завершение праздника возвращают ключи градоначальнику. Когда-то, в средние века, управление городом действительно на три дня в году переходило в руки бокельских моряков. Сейчас это просто праздничный ритуал.
Мы с мамой специально ездили в Котор, чтобы посмотреть на это празднество. Но, к сожалению, нам это не удалось.
Во-первых, мы не знали точно, когда начинается праздник. Мы приехали в Котор к 12 часам, и только тут узнали из объявлений, что праздник начнётся в 8 часов вечера. Мы решили погулять по Старому городу. Посетили Морской музей Котора с его богатейшей экспозицией морских карт, моделей кораблей, портретов знаменитых капитанов и судовладельцев, полотен художников-маринистов, компасов, секстанов и вообще всего, что связано с морем и Бокельским флотом. Однажды я уже был в этом музее, но тогда ещё очень мало знал о бокельских моряках. Сейчас я знал гораздо больше и смотрел на экспонаты музея другими глазами. Я побывал также в кафедральном соборе святого Трипуна (12-й век) с его великолепным внутренним убранством и очень интересной коллекцией декоративно-прикладных изделий церковного назначения. Потом мы с мамой погуляли по Старому городу, осмотрели еще несколько старинных зданий и в начале пятого поехали домой.
Вечером, к половине восьмого, мы вернулись в Котор, чтобы посмотреть праздник. А праздника-то и не было! Мы ещё раз погуляли по старому городу, полюбовались его дворцами, церквями и другими зданиями, и в то же время пытались заметить хоть какие-то признаки праздничного шествия. Но их не было. Правда, гуляющих в Старом городе было очень много, кое-кто из них оделся по-морскому (девушка в треуголке, мальчик в бескозырке). Но это ещё не значило, что они пришли на праздник. Самих же бокельских моряков было не видно и не слышно. Мне даже стало смешно: « - объявления висят, зрители пришли, а участники праздника неизвестно где!». В конце концов, прождав до девяти часов, мы махнули рукой, сели на автобус и поехали домой.
«-В чём тут дело? – думал я, возвращаясь из Котора. – Розыгрыш? Элемент праздника? Или проявление черногорской, мягко говоря, необязательности?». Оказалось ни то, ни другое, ни третье. Как мы узнали уже дома, праздник отменили из -за объявленного в стране траура. Так что ничего смешного тут на самом деле не было.
(Надо сказать, что черногорцы и бокельцы – жители Адриатического побережья – это разные народы, живущие в одном государстве только с 1918 года).
27 июня, накануне отъезда, мы решили отдохнуть от путешествий и пошли купаться на пляж Яз. Правда, купание получилось не очень удачным: вода была холодная, на берегу тоже дул холодный ветер и при этом слишком сильно грело солнце. Так что долго мы на пляже не задержались: покупались час-полтора, не больше, и пошли домой.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ОБНИНСК, или ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ
Утром 28 июня мы с мамой позавтракали, собрали вещи, попрощались с хозяевами. Спустились к дороге, сели на такси и поехали в аэропорт Тиват. Мне казалось, что наше путешествие практически закончено. Как бы не так!
Первая дорожная неожиданность ждала нас в тиватском аэропорту – вылет нашего самолёта откладывался на 2,5 часа. Мы сдали наш багаж и стали думать, как бы нам провести время до посадки на самолёт. Решили съездить в город Тиват.
Сели на такси и вскоре приехали в этот городок – современный, небогатый достопримечательностями, но очень красивый. Погуляли по набережной. Осмотрели белоснежный парусник «Ядран» (1931 года постройки), участвовавший когда-то во многих морских походах, а сейчас стоящий на «вечной стоянке» в порту Тивата.
Дошли до дворца Буче-Лукович (16 век), который мне очень хотелось увидеть. Дворец этот, «в стиле ренессанс с элементами готики», меня сильно разочаровал. Ни ренессанса, ни готики, типичное современное здание, не каменное, а скорее бетонное. (Вот башня рядом с дворцом – та, безусловно, старинная, сложенная из крупных серых камней.) Внутри дворца находится «Галерея современного искусства» - это нас тоже не заинтересовало. Мы дошли до турагентства, взяли там несколько карт Тивата и всей Боки Которской. Потом сели на такси и вернулись в аэропорт. Прошли паспортный контроль, досмотр, подождали в зале ожидания и около часа, наконец, вылетели в Москву на самолёте «Уральских авиалиний».
Полёт прошёл нормально. Мы отдыхали, смотрели за окно, пообедали, изучали наши карты и читали журнал.
Вторая дорожная неожиданность ждала нас в домодедовском аэропорту – наш самолёт приземлился не на стоянке, а в каком-то другом месте. Пришлось подождать, пока нас отбуксируют на стоянку. Только тогда мы смогли выйти из самолёта и доехать на автобусе до аэровокзала.
Мы с мамой прошли паспортный контроль, получили наш багаж и вышли на улицу, где нас ждал на машине знакомый дяди Серёжи Николай. Мы сели в машину и поехали в Обнинск.
Казалось бы, всё, дорожные приключения кончились? Нет, ещё не всё! Не успели мы проехать город Климовск (недалеко от Подольска и Чехова), как наш водитель узнал, что впереди нас ждёт пробка, возникшая из-за случившейся на дороге аварии. Другая пробка уже 2 часа «запирала» Киевское шоссе. Надо были их объехать. Мы повернули назад, снова проехали через Климовск и сделали крюк в 30 километров, прежде чем выехали на шоссе, по которому уже быстро, без новых задержек и помех, доехали до Обнинска (за три часа с лишним, а не за два, как надеялись).
Кстати, мне во время этой поездки повезло. Объезжая пробки, мы проехали «историческое место» - деревню Молоди, судя по её расположению, ту самую, где в 1572 году, при Иване Грозном, князь Михаил Воротынский разбил крымского хана Девлет-Гирея.
Наконец-то мы были дома! Дядя Серёжа встретил нас у подъезда. Мы поднялись наверх, поужинали и легли спать.

ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ЧЕРНОГОРИИ.
Замечательная страна! Удивительно красивая природа – морем, горами, обрывами можно любоваться бесконечно. Множество памятников архитектуры – один другого прекраснее (а мы ещё далеко не всё видели). Кроме культпоходов и купания, у меня появилось новое увлечение – прогулки по горам. В каждой поездке я открывал для себя что-то новое и возвращался домой, полный ярких впечатлений. Мне часто вспоминалась фраза моряка Чарли Блека – персонажа моей любимой сказки «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»: «Да, это действительно Страна чудес! И чудеса её неисчерпаемы». То же самое можно сказать про Черногорию.
Очень вкусная еда. Особенно мне понравились мясные блюда (котлета-«плескавица « и колбаски-«чевапчичи» ) и мороженое. Наконец, замечательные люди – очень добрые, любезные, услужливые .
Конечно, есть и недостатки (а где их нет?). Много помоек и свалок мусора (при том, что Черногория гордо именует себя «первой и единственной экологической державой»). Раздражает черногорская, мягко говоря, необязательность:то автобус опоздает, то прогулочный кораблик придёт не вовремя, то ещё что-нибудь в этом роде. Смешит «патриотическое» хвастовство- «Черногория никогда не была завоёвана». Это при том, что Адриатическое побережье с 15 века и до конца 19-го-начала 20-го веков постоянно переходило из рук в руки, а горная Черногория с Подгорицей в это же время была под властью турок. Независимой была только Средняя Черногория с Цетинье. Но ведь всё это есть и у нас (или было не очень давно). Так что не стоит искать соринку в чужом глазу.
А в остальном страна прекрасная. Я с удовольствием поехал бы в Черногорию ещё раз.

<< Питер Молнар: ПРОЩАЙ, ГАРМ, 2007Г.Н.Раутиан: КОМАНДИРОВКА В ЛОНДОН, 1963>>

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке: