Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

Судьба ВОЛЬНО-ВЕСЕЛОГО

Судьба Вольно-Веселого
Теперь бывшй хутор называется территория МО «Дондуковское сельское поселение». Недавно, 29 сентября 2010 г ему исполнилось 86 лет. О прошлом хутора нам написал П. Х. Афанасов, он жил там в годы своей юности.

"Хутор наш был основан в 1924 году, на седьмой год после революции, мировой и гражданской войны. Страна вступила во времена НЭПа. Плодородные земли Адыгеи привлекали крестьянскую бедноту из деревень и сел центральной полосы России. Первопоселенцами хутора, тогда еще - без названия, была многодетная семья Ивана Нестеровича Козленко. Во время гражданской войны он стал инвалидом.

Поселившись на новом месте, вся семья работала с раннего утра до позднего вечера. Вырубали поросль деревьев и кустарников на пустыре, расчищали место для строительства жилья, обрабатывали землю и выращивали овощи, кукурузу, чтобы было чем прокормиться самим и скот сохранить. А Иван Нестерович научился шить башмаки. И вся семья ими была обеспечена да и другие беженцы из Центральной России, обосновавшиеся вокруг многодетной семьи Козленко, делали ему заказы на обувь.

Cначала новопоселенцы жили в землянках и шалашах. Потом вместо них появились хаты, добротные дома. образовалась улица, потом — вторая. Хуторяне сами дали им названия — Вольная и Веселая. По этим самым густонаселенным улицам потом и хутор назвали Вольно-Веселым. Все жители хутора занимались сельским хозяйством, кто-то ремесленничал. Если Иван Нестерович шил обувь всему хутору, то кто-то умел веники, например, вязать или кастрюли лудить. Были мастера по дереву. Но основные силы каждого хуторянина уходили на работу на земле. Да и скота домашнего в каждом хозяйстве хватало.

Вольно-Веселый «родился» в открытом поле, каждый заботился о том, как прокормить себя, свою семью. Спокойными и безмятежными те годы не назовешь. Но в Вольно-Веселом никаких смут не было. Хуторяне жили одной большой дружной семьей, никаких распрей, а тем более междоусобиц не было. Всем хутором вступили в колхоз, он назывался «Красное знамя». Позже этот колхоз после слияния в одно крупное сельхозпредприятие стал бригадой колхоза имени Кирова, одного из крупнейших в Адыгее. Были у нас на хуторе и своя ферма, и свои поля, и свой клуб, школа, магазин, фельдшерско-акушерский пункт, детский сад. Помню, как по утрам все ехали на работу с песнями, возвращались домой тоже с песнями. А на поле, многие из нас помнят, почти все обрабатывалось вручную. Об усталости разговоров никогда не слышал. Управившись дома со всеми делами, всем хутором собирались в клубе. Пели, плясали до полуночи. Если случалась беда какая, опять же, всем хутором шли помочь тому, кому нужна была мирская поддержка. Свадьбы молодоженов тоже справляли всем хутором. Летом в уборку хлебов дома оставались лишь совсем старые люди, под их приглядом — малые дети. А все остальные шли в поле. Кто-то после комбайнов собирал колоски, кто-то на мехтоке перелопачивал бурты с зерном, чтобы оно просыхало, кто-то помогал грузить урожай в машины. Этот конвейер работал бесперебойно до тех пор, пока весь урожай не был сдан государству. А потом всем хутором на «майдане» возле клуба отмечали обжин. Теперь уж и вряд ли кто из молодежи знает, что это за праздник. В этот день крестьяне по окончании жатвы хлебов подводили итоги своей работы. После обжина жизнь на хуторе продолжалась, работа кипела. Как же мы любили свой хутор, как лелеяли каждый его уголок. Высаживали деревья по улицам, возле школы, клуба. Посадили ясени. Эти красавцы до сих пор шумят, их мощная крона дает прохладу и тень в жаркий летний день".

От редакции.
Петр Харитонович Афанасьев — наш местный поэт. Своим рифмованным слогом он написал немало стихов о своей малой родине. Вот лишь некоторые строки.

Я помню, когда мы мальчишки,
В наш клуб пролезали в окно,
Когда в месяц раз передвижка
«Крутила» немое кино.
Все прошлое кануло в Лету,
Что было, уже не вернуть.
А я не жалею об этом,
О том, что прошел этот путь.

МОЛОДЕЖНОЕ ЗВЕНО
Надежных рук ждала земля
И комсомол провозгласил:
«Нас ждут на фермах и полях.
Вперед! Не пожалеем сил!»
Из наших хуторских девчат
(Я подчеркнуть это хочу)
Был создан трудовой отряд,
Которому все по плечу.
Пололи, сеяли и жали,
Сушили на току зерно,
Машины ночью загружали,
Забыв про танцы и кино.
Растили в поле кукурузу
(Хрущевской оттепели плод),
Свекла была тяжелым грузом...
Страда в колхозе — круглый год.
Звеном «рулила» звеньевая,
(Любой красавице под стать)
Веселая и деловая — Печурина,
Полиной звать.
Бывало, возвращаясь с поля,
Уставшие, ну просто край,
И крикнет им Полина-Поля:
«А ну, девчата, запевай!».
И песня птицею взлетала,
Про одинокую гармонь
И про любовь, что побеждала,
И обжигала, как огонь...

* * *
Как любил я прилечь на зеленый валок,
Что отец только что накосил,
Пожевать горьковатый полынный листок
И по полю промчаться босым.
Вот обратно я здесь.
Закрываю глаза
И сквозь дрему у Бога прошу:
«Как хочу, чтоб отец мне,
Как в детстве, сказал
— Спи, сынок мой, а я покошу».

Шли времена, на смену одному поколения приходило другое. То создался колхоз, то распался, опытные земледельцы и механизаторы оказались невостребованными. И потянуло их в другие края. Хотя и в 90-х годах прошлого века молодежь не очень-то задерживалась в деревне. Социально-бытовые условия и тогда желали быть лучшими, и сейчас. Школы и детского садика давно нет, магазина — тоже. Но жизнь все равно продолжается...

Брошенные выживать
Когда-то хутор Вольно-Веселый был большим поселением, сюда стремились приехать молодые специалисты сельского хозяйства. Но сейчас забытый хутор, без преувеличения, медленно умирает. Ведет к нему дорога от автотрассы Гиагинская — Дондуковская. Не асфальтовая дорога, а укатанная гравийка. Через пару километров она пересекается с железной дорогой, чуть в стороне виден полустанок. Здесь останавливаются электрички. От полустанка до самого хутора — еще пара километров. Асфальт начинается лишь возле первых домов. Автобус сюда уже давно не ходит. Единственный способ уехать из хутора по делам — электричка, либо машина, у кого она есть. Еще можно добраться до трассы и поймать "попутку” либо дождаться проходящей маршрутки «Гиагинская — Дондуковская».

Живут здесь, в основном, пожилые люди. Они с удовольствием вспоминают былые времена, когда домов в хуторе было много, работали сельский клуб, большой магазин, кругом бегала ребятня. Сейчас всех жителей — человек 130. Несколько школьников каждый день ездят на специально приезжающем за ними автобусе в дондуковские школы. Ближайший магазин — в нескольких километрах, в соседнем хуторе Макарьевском Шовгеновского района. Небольшой магазинчик единственный на два хутора, хлеб-соль можно купить только здесь. Многие дома в Вольно-Веселом заброшены, а дворы заросли кустарником, сорняком. Семьи, уезжающие отсюда, свои дома не продают — все равно никто не купит. Со временем дома рушатся, и сейчас хутор представляет собой несколько "островков” домов, разбросанных вдоль главной улицы. Здешние жители хутора почти все старожилы. Многие — его уроженцы. Николай Максимович Козленко — один из таких, его родной дядя, Иван Нестерович, был одним из первопоселенцев хутора...
— Чем же живут хуторяне? — спрашиваю у бабушки, сидящей на лавочке возле дома.
— Хозяйство держат, у многих коровы, бычки, — отвечает она. — Работать здесь негде. Да и некому — одни пенсионеры остались.
На хуторе нет сетевого газа, приходится топить дровами. Современная молодежь с трудом представляет себе этот процесс — вычистить печку от золы, растопить ее, готовить на ней обед, да и все остальное, не только обед нужен семье. Для хуторян это ежедневный, привычный труд. Хозяйки дома раньше встают, позже ложатся спать. Да, есть "балонные” газовые плиты. Их используют для разогрева борщей, супов, котлет...
Конечно, телевизоры есть у всех, но вот районные новости, можно узнать у курьера И.Красношапко, доставляющего районную газету подписчикам. На первый взгляд, будущего у хутора нет, он доживает последние дни, как и многие деревеньки, брошенные на произвол судьбы. Однако, пока мы добирались до хутора, навстречу нам проехал новенький трактор. Несмотря ни на что, поля продолжают давать урожай, а значит, всегда будут нужны трактористы, комбайнеры — те, кто трудится в основной сфере жизнедеятельности района, сельском хозяйстве. И возможно, хутор еще увидит лучшие дни.
Материал подготовили А. Стаханова и Г. Шовгенова.
Фото А. Стахановой.

<< Родословица КОЧЕРЖЕНКОО книге Михаила Гаспарова ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация