Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

"ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ" ОТАРА ИОСЕЛИАНИ

Фестиваль
На "Арсенале" редко проходят премьеры. Чаще здесь представлены картины, уже прогремевшие ("Пьеса для пассажира", "Коровы", "Божественные создания", "Флирт") или как минимум, побывавшие на других фестивалях, а порой и только что показанные по ОРТ. А потому местной публике было особенно приятно осознать, что благодаря "Арсеналу" Рига стала вторым после Венеции городом мира, где состоялся показ новой комедии Отара Иоселиани "Разбойники, часть 7-ая".
Подзаголовок рассчитан очевидно исключительно на то, чтобы простодушный зритель воскликнул: "А разве были предыдущие шесть?!" Не шесть, так пять были точно: "Листопад", "Пастораль", "Жил певчий дрозд", "Фавориты Луны", "Охота на бабочек". Эти пять шедевров сделали их автора режиссером с мировым именем, о котором академичные и скупые на похвалу современника "Киноведческие записки" пишут не иначе как: "…Гениальность Отара Иоселиани в том, что…"
Последние годы он жил и снимал во Франции, ибо сначала советская цензура, а потом разруха и гражданская война не давали ему работать на родине. Французы назвали "Фаворитов луны" самым французским фильмом всех времен, а "Охота на бабочек" заставила признать в грузинском режиссере настоящую русскую всемирную отзывчивость. Впрочем, с таким же успехом можно признать, что это не грузинское и не французское кино, а "кино Иоселиани". И все-таки…
Маленький червячок обиды и разочарования шевелился в сердце: хоть Грузия дальше от Прибалтики, чем Париж, но "Листопад", но "Певчий дрозд" - это про меня, а "Фавориты Луны", а "Охота на бабочек" - нет. Кажется, теперь режиссер услышал шевеление этого червячка и ответил на него своими "Разбойниками". "Вы хотели фильмов про вас? - Их есть у меня!"

По улицам современного Тбилиси, где палят из пушек и продают водку в разлив, бродят три друга-собутыльника. По этой бессюжетной канве вышиты исторические узоры, где действуют те же персонажи: так, один из героев видит себя во сне красавцем-царем рыцарских времен. В сценах из жизни подпольных революционеров начала века и высокопоставленных коммунистов 30-х годов статус реальности не столь точно определен. Да не так уж и важно, сон ли это, явь или просто кадры кинофильма, в котором пьяный механик перепутал части. В конце концов и грузинские маффиози, торговцы оружием, и милые бездомные забулдыги оказываются там же, где сам режиссер - во французской эмиграции.
Самые кровавые сцены неизменно окрашены юмором: подручные палачей, в чьи обязанности входит раскалять на огне орудия пыток, мирно выпивают и закусывают в подвалах НКВД, комично заботясь о том, чтобы начальство не застукало их за выпивкой на рабочем месте. Здесь нет никакой психологичности, тонкой актерской игры - только ясные, чистые сатирические тона, плакатная простота деталей, прямолинейная повторяемость коллизий. Лубок? Комикс? Что-то вроде. Веселыt картинки на тему недавней грузинской истории. Кому-то наверняка покажется кощунством - комедия про войну, пытки и убийства. Кто-то сочтет это художественной неудачей: возможно ли "кино Иоселиани" - без поэзии, без полутонов?. Кино, где всё - наружу, всё - на продажу, даже цитаты из собственных фильмов… Но таково уж свойство режиссера - ничто не воспринимать всерьез, ни собственное творчество, ни национальные трагедии.

- Кинематограф - коммерческое предприятие, в нем на крови и слезах можно много заработать, - говорит Отар Иоселиани. - А делая комедию, ты все-таки все ставишь на свои места. Обращаясь к этому несчастному времени, которое совсем недалеко от меня, - я сам его прожил, - мои родители его прожили - я подумал, давайте представим, что оно ушло куда-то далеко-далеко, и тогда оно встанет в один ряд со всеми несчастьями, которые давным-давно были с человечеством, мы просто забыли о них.
Я не знал ни одного человека, по крайней мере в Грузии, который, вернувшись из лагеря, стал много об этом рассказывать. Это было настолько отвратительно, что им не хочется ничего вспоминать. Потому что это опыт унижения человека и позора человеческого существа. Решив сделать фильм на эту тему, я подумал, что лучше всего будет снять его так, будто ничего особенного не происходит: всегда так было и всегда будет.
Война - вещь настолько абсурдная, что о ней трудно говорить. Там, где я живу сейчас, на востоке Франции, вся местность покрыта кладбищами. Немецкое кладбище, французское, американское. И это все лежат молодые солдаты, неопытные, необстрелянные. За что погибли эти мальчики? За то, чтоб потом были открыты все границы и все ездили куда хотят?!"
Когда идет война - есть что-то кощунственное в том, чтобы смотреть на нее издали. Когда Годар снял картину про войну в Сербии и привёз её в Сараево, его закидали тухлыми яйцами. Потому что это не его дело - ничего не понимая, в самой середине войны, когда она еще под носом, снимать всякие абстрагированные фильмы.
В Грузии, к счастью для нас, война уже кончилась. Мы уже имеем какой-то передых, можем взглянуть на это издалека и увидеть, что все происходило очень комично. Нелепо, любительски… Когда что-либо кажется вас смешным - значит, вы поняли в чем дело. Если что-либо кажется вам серьёзным - значит, вы ничего не поняли.


Пожалуй, с этим выводом режиссера нельзя не согласиться. Годар был серьезным, и к тому же - иностранцем - его закидали тухлыми яйцами. Не иностранец, но все же "невозвращенец" Эмир Кустурица в своем знаменитом "Подполье" изобразил войну в Югославии более чем комично, да к тому же сам сыграл роль человека, которого окружающие упрекают в том, что он слишком долго жил заграницей и ничего уже не понимает в здешней жизни. Вряд ли у кого-то поднялась рука закидать тухлыми яйцами режиссера, который столь остроумно признался с экрана в собственной некомпетентности и несерьезном подходе к теме.
Фильм Иоселиани проникнут иронией - это его главный козырь в борьбе со возможными упреками в кощунственном изображении грузинской трагедии. На премьере "Разбойников" в Венеции зрители смеялись. Но самая главная премьера еще не состоялась. Захотят ли грузины вместе с режиссером посмеяться над собой?
"Ирина Фишер"

<< Виталий Анатольевич ЭЛЬТЕКОВФРАНСУА ТЮФФО>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация