Семейная мозаика
- 1. ЖАНРЫ и СЮЖЕТЫ
- 2. ВРЕМЯ ВОЕННОЕ
- 3. МИР ЛИТЕРАТУРЫ
- 4. Альманах
- 5. ДЕМКИНЫ
- 6. ДЕМКИНЫ НАМ РОДНЯ.
- 7. ПЕКУРОВСКИЕ et al.
- 8. МЕМУАР ТАНИ ГЛЕБОВНЫ
- 9. РАУТИАНЫ
- 10. РАУТИАНЫ НАМ РОДНЯ
- 11. ТОХТАСЬЕВЫ
- 12. САФЬЯНЩИКОВЫ et al.
- 13. ОДИССЕЯ ГЕОРГИЯ и ЕЛИЗАВЕТЫ
- 14. ИВАН ИГНАТЬЕВИЧ
- 15.ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ
- 16. ХАЛТУРИНЫ и др.
- 17. УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
- 18. АРХИВЫ
- 19. СКЛАД НЕДОДЕЛОК
|
"ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ" ОТАРА ИОСЕЛИАНИ
Фестиваль
На "Арсенале" редко проходят премьеры. Чаще здесь представлены картины, уже прогремевшие ("Пьеса для пассажира", "Коровы", "Божественные создания", "Флирт") или как минимум, побывавшие на других фестивалях, а порой и только что показанные по ОРТ. А потому местной публике было особенно приятно осознать, что благодаря "Арсеналу" Рига стала вторым после Венеции городом мира, где состоялся показ новой комедии Отара Иоселиани "Разбойники, часть 7-ая".
Подзаголовок рассчитан очевидно исключительно на то, чтобы простодушный зритель воскликнул: "А разве были предыдущие шесть?!" Не шесть, так пять были точно: "Листопад", "Пастораль", "Жил певчий дрозд", "Фавориты Луны", "Охота на бабочек". Эти пять шедевров сделали их автора режиссером с мировым именем, о котором академичные и скупые на похвалу современника "Киноведческие записки" пишут не иначе как: "…Гениальность Отара Иоселиани в том, что…"
Последние годы он жил и снимал во Франции, ибо сначала советская цензура, а потом разруха и гражданская война не давали ему работать на родине. Французы назвали "Фаворитов луны" самым французским фильмом всех времен, а "Охота на бабочек" заставила признать в грузинском режиссере настоящую русскую всемирную отзывчивость. Впрочем, с таким же успехом можно признать, что это не грузинское и не французское кино, а "кино Иоселиани". И все-таки…
Маленький червячок обиды и разочарования шевелился в сердце: хоть Грузия дальше от Прибалтики, чем Париж, но "Листопад", но "Певчий дрозд" - это про меня, а "Фавориты Луны", а "Охота на бабочек" - нет. Кажется, теперь режиссер услышал шевеление этого червячка и ответил на него своими "Разбойниками". "Вы хотели фильмов про вас? - Их есть у меня!"
По улицам современного Тбилиси, где палят из пушек и продают водку в разлив, бродят три друга-собутыльника. По этой бессюжетной канве вышиты исторические узоры, где действуют те же персонажи: так, один из героев видит себя во сне красавцем-царем рыцарских времен. В сценах из жизни подпольных революционеров начала века и высокопоставленных коммунистов 30-х годов статус реальности не столь точно определен. Да не так уж и важно, сон ли это, явь или просто кадры кинофильма, в котором пьяный механик перепутал части. В конце концов и грузинские маффиози, торговцы оружием, и милые бездомные забулдыги оказываются там же, где сам режиссер - во французской эмиграции.
Самые кровавые сцены неизменно окрашены юмором: подручные палачей, в чьи обязанности входит раскалять на огне орудия пыток, мирно выпивают и закусывают в подвалах НКВД, комично заботясь о том, чтобы начальство не застукало их за выпивкой на рабочем месте. Здесь нет никакой психологичности, тонкой актерской игры - только ясные, чистые сатирические тона, плакатная простота деталей, прямолинейная повторяемость коллизий. Лубок? Комикс? Что-то вроде. Веселыt картинки на тему недавней грузинской истории. Кому-то наверняка покажется кощунством - комедия про войну, пытки и убийства. Кто-то сочтет это художественной неудачей: возможно ли "кино Иоселиани" - без поэзии, без полутонов?. Кино, где всё - наружу, всё - на продажу, даже цитаты из собственных фильмов… Но таково уж свойство режиссера - ничто не воспринимать всерьез, ни собственное творчество, ни национальные трагедии.
- Кинематограф - коммерческое предприятие, в нем на крови и слезах можно много заработать, - говорит Отар Иоселиани. - А делая комедию, ты все-таки все ставишь на свои места. Обращаясь к этому несчастному времени, которое совсем недалеко от меня, - я сам его прожил, - мои родители его прожили - я подумал, давайте представим, что оно ушло куда-то далеко-далеко, и тогда оно встанет в один ряд со всеми несчастьями, которые давным-давно были с человечеством, мы просто забыли о них.
Я не знал ни одного человека, по крайней мере в Грузии, который, вернувшись из лагеря, стал много об этом рассказывать. Это было настолько отвратительно, что им не хочется ничего вспоминать. Потому что это опыт унижения человека и позора человеческого существа. Решив сделать фильм на эту тему, я подумал, что лучше всего будет снять его так, будто ничего особенного не происходит: всегда так было и всегда будет.
Война - вещь настолько абсурдная, что о ней трудно говорить. Там, где я живу сейчас, на востоке Франции, вся местность покрыта кладбищами. Немецкое кладбище, французское, американское. И это все лежат молодые солдаты, неопытные, необстрелянные. За что погибли эти мальчики? За то, чтоб потом были открыты все границы и все ездили куда хотят?!"
Когда идет война - есть что-то кощунственное в том, чтобы смотреть на нее издали. Когда Годар снял картину про войну в Сербии и привёз её в Сараево, его закидали тухлыми яйцами. Потому что это не его дело - ничего не понимая, в самой середине войны, когда она еще под носом, снимать всякие абстрагированные фильмы.
В Грузии, к счастью для нас, война уже кончилась. Мы уже имеем какой-то передых, можем взглянуть на это издалека и увидеть, что все происходило очень комично. Нелепо, любительски… Когда что-либо кажется вас смешным - значит, вы поняли в чем дело. Если что-либо кажется вам серьёзным - значит, вы ничего не поняли.
Пожалуй, с этим выводом режиссера нельзя не согласиться. Годар был серьезным, и к тому же - иностранцем - его закидали тухлыми яйцами. Не иностранец, но все же "невозвращенец" Эмир Кустурица в своем знаменитом "Подполье" изобразил войну в Югославии более чем комично, да к тому же сам сыграл роль человека, которого окружающие упрекают в том, что он слишком долго жил заграницей и ничего уже не понимает в здешней жизни. Вряд ли у кого-то поднялась рука закидать тухлыми яйцами режиссера, который столь остроумно признался с экрана в собственной некомпетентности и несерьезном подходе к теме.
Фильм Иоселиани проникнут иронией - это его главный козырь в борьбе со возможными упреками в кощунственном изображении грузинской трагедии. На премьере "Разбойников" в Венеции зрители смеялись. Но самая главная премьера еще не состоялась. Захотят ли грузины вместе с режиссером посмеяться над собой?
"Ирина Фишер"
Добавить отзыв
|
Все отзывы
Последние отзывы:
Фотогалерея
- Мы и наши
- По странам и континентам
- Галерея ТГР
- Фотогалерея Ивана Халтурина
|