Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

ФРАНСУА ТЮФФО

Французская "Новая волна"
6 февраля 1997 исполняется 65 лет со дня рождения Франсуа Трюффо (1932 - 1984), одного из крупнейших режиссёров французской «новой волны». Франсуа Трюффо столь щедро одаривал героев своих фильмов деталями собственной биографии, что теперь его жизнь невольно кажется прекрасным сюжетом для кино.
Детство Франсуа Трюффо прошло под знаком неблагополучия: он рос никому не нужным, заброшенным ребёнком, не знающим родительской ласки и тепла. И неудивительно, что в один прекрасный день сбежал из дому. Поймав мальчика, отец лично отвёл его в полицию, и Франсуа отправили перевоспитываться в исправительный дом. Словом, всё как в первом полнометражном фильме Трюффо — «400 ударов» (1959).
Как и у большинства кинематографистов этого времени, кино появилось в жизни Трюффо сначала как увлечение, страсть и лишь потом стало профессией. Ещё школьником, безбожно прогуливая уроки, он большую часть свободного времени проводил в кинотеатрах. В 1947 году, бросив школу, организовал киноклуб, просуществовавший около года. Затем шестнадцатилетний владелец клуба за свою «хозяйственную деятельность» угодил в колонию по перевоспитанию малолетних преступников. Вызволил его оттуда человек, в каком-то смысле заменивший ему отца, а в последствии во всяких бюрократических инстанциях даже выдававший себя за отца Франсуа Трюффо — это был Андре Базен, будущий теоретик и вдохновитель «новой волны», тогда уже видный кинокритик, привязавшийся к юному хозяину киноклуба.
Освободившись из колонии, Трюффо перепробовал несколько профессий, но нигде не мог задержаться сколько-нибудь долго. В довершение всех бед — несчастная любовь. Он поселился в гостинице напротив дома своей возлюбленной, чтобы чаше видеться с ней — и вынужден был каждый вечер наблюдать, как она уходит в кино то с одним, то с другим юношей. (Совсем как в новелле Трюффо «Антуан и Ко-летта» 1964 из фильма «Любовь в 20 лет».) Неудачи подвигли Трюффо на отчаянный шаг: в 1951 году он добровольно поступает на службу в армию. А вскоре дезертирует и вновь оказывается за решёткой — на этот раз в парижской военной тюрьме. Вызволить его оттуда было уже гораздо труднее. Только через год Базену и его жене, действовавшим под видом родителей Трюффо, удалось получить разрешение на его демобилизацию из армии с той же необычной формулировкой, что и у героя «Украденных поцелуев» (1968) Антуана Ауанеля: «по неустойчивости характера».
В 1952 году усилиями Базена Трюффо был введён в состав редакции «Кайе дю си-нема». Началась его карьера кинокритика. Конечно, Трюффо чувствовал желание снимать самому, но время ешё не пришло. В 1957 году он женился на дочери известного продюсера, которого, кстати, за год до женитьбы назвал в печати «душителем французского кино». Но «душитель» оказался человеком незлопамятным, а может быть, и просто хорошим профессионалом: он дал зятю небольшую сумму, которая вместе с государственной субсидией позволила снять «400 ударов».
Трюффо посвятил этот фильм памяти Андре Базена, скончавшегося накануне съёмок... Именного тогда по странному, но как бы закономерному стечению обстоятельств (совсем как в кино!) в жизни Трюффо происходит ешё одна встреча, во многом определившая его дальнейший путь. На сей раз роли поменялись: Трюффо был взрослым, сложившимся человеком, известным критиком, а его юному другу и исполнителю главной роли Жану-Пьеру Лео было всего 14 лет. Лео стал не просто любимым актёром Трюффо, а в каком-то смысле его альтер-эго. «У меня такое ощущение, что я всю жизнь снимал одного и того же главного героя и всех актёров просил играть как Лео», — признавался режиссёр. Он любил рассказывать историю о том, как один хозяин бистро, принимая его за Жана-Пьера Лео, уверял, что видел Трюффо в кино, только там он «был помоложе». Вместе с Лео они создали целый цикл фильмов со сквозным героем, Антуаном Ауанелем, вобравшим в себя черты обоих своих создателей: «400 ударов», «Антуан и Колетта», «Украденные поцелуи», «Семейный очаг» (1970) и «Ускользающая любовь» (1978).
Замысел фильма о повзрослевшем герое «400 ударов» возник у Трюффо ешё в самом начале работы, но после неожиданного триумфа картины ему не хотелось прослыть человеком, наживающимся на собственном успехе. Продолжение истории Антуана Дуанеля отложена на потом, и в 1960 году неожиданно для всех Трюффо снимает поэтическую и одновременно ироническую стилизацию американских гангстерских фильмов — «Стреляйте в пианиста» с Шарлем Азнавуром в главной роли. В следующей картине, «Жюль и Джим» (1962), где одну из своих лучших ролей сыграла Жанна Моро, Франсуа Трюффо показал себя и пронзительно-острым психологом, и мастером воссоздания атмосферы прошлого.

Дитя синематеки
Если подсчитать, сколько часов, начиная с 1947 года, он провёл в здании Французской синематеки, то получится астрономическая цифра. Здесь молодой Трюффо познакомился с Годаром, Риветтом, своей будущей постоянной сценаристской Сюзанной Шифман. Когда зал оказывался переполненным, молодые люди без стеснения растягивались прямо на полу перед первым рядом, а после сеанса всеми силами старались замешкаться в зале, чтобы не платить лишний раз за вход.
Как и большинство будущих режиссёров «новой волны», Франсуа Трюффо получал своё профессиональное образование не на студиях, где в ту пору снимались безжизненные, ходульные фильмы, не в специальной киношколе, а в кинотеатрах. Его учителями были Хичкок, Виго, Ренуар. Показательно, что в статье 1958 года Трюффо счёл возможным высказать похвалу Риветту в следующей форме: «Из всей нашей группы фанатиков Риветт был самым одержимым. В первый день показа «Золотой кареты» он просидел в кинотеатре с 14 часов до полуночи, что само по себе может служить примером».
Когда через несколько лет Трюффо основал собственную кинопроизводственную компанию, он назвал её «Фильм дю Каросс» («Фильмы кареты») в честь любимой картины Жана
Три первые фильма Трюффо наметили основные линии в его творчестве, по которым он продолжал двигаться всю жизнь. «400 ударов» открыли, с одной стороны, «дуанелевский» цикл, а с другой — детскую тему, начатую ещё в короткомет¬ражке «Шпанята» (1958) и продолженную в «Диком ребёнке» (1970) и «Карманных день¬гах» (1976). После «Стреляйте в пианиста» Трюффо снял ещё несколько своеобразных поэтически-психологических аранжировок детективного сюжета: «Новобрачная была в чёрном» (1967), «Сирена с «Миссисипи» (1969), «Такая красотка, такая» (1972) и «Весёленькое воскресенье» (1983). Здесь игра с условностями жанра ведёт к переосмыслению традиционных кинематографических форм и придаёт им неожиданную психоло¬гическую и бытовую достоверность в про-тивовес сложившейся — в первую очередь, в голливудской практике — специфике. К середине почти каждого фильма возникает ощушение, что сюжет, история в её стерео¬типном понимании здесь не главное. Трюффо, как правило, использует непрерывное торможение действия, накапливая благодаря этому чисто антуражные, пространственно-временные подробности. Интрига растворяется в атмосфере действия.
Это относится и к той линии фильмов, которые можно определить как «историю любви»: «Нежная кожа» (1964), «Две англичанки и континент» (1971), «История Алели Г.» (1975), «Мужчина, который любил женщин» (1977), «Соседка» (1981). Сюжет здесь чаше всего подчёркнуто банален. Но всюду у Трюффо звучит ностальгия по сильным чувствам, несоизмеримым бытовому окружению, которое именно в этих картинах воспроизводится во всей своей обыденности, и именно в них неожиданно проступает трагический подтекст, обнажающий неподвластность страстей пространству и времени. Особенно, благодаря яркой игре Жерара Депардье и Фанни Ардан, это ощущается в «Соседке». Интересен, но скучноват «Мужчина, который любил женщин». Страсть тут только декларируется, причём настойчиво и неоднократно. Но любви как таковой нет, а есть постоянный поиск и экспериментаторство. Своим общим настроем, обилием закадрового текста, налётом документальности, этот фильм напоминает начальные опыты «новой волны».
«Американская ночь» (1973) стоит особняком, не примыкая ни к одному кругу избранных режиссёром тем. Это один из лучших образцов «кино о кино». Со свойственной ему иронией, не отменяющей нежности автора к персонажам, Трюффо снял всего лишь историю съёмок одного фильма (и, кстати, сам сыграл роль Режиссёра). Любовные приключения, бытовые неурядицы и творческие мучения героев служили только аккомпанементом основной теме, звучащей в картине Трюффо — всеобщей влюблённости в кино, царяшей на съёмочной плошадке. Влюблённости, которую сам Трюффо пронес через всю жизнь, несмотря на то, что кино давно уже превратилось для него из страсти в профессию.
"Ирина Фишер"

<< "ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ" ОТАРА ИОСЕЛИАНИТОРЖЕСТВО МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация