Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

3. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

Яранск, где повел свои школьные годы Ваня Халтурин, это уездный центр – со всеми атрибутами центра: городской сад, обязательные прививки оспы, гимназия, собор, тюрьма, здание театра. В нем потом происходили митинги. В 1913 году Иван поступил в мужскую гимназию. Она - достопримечательность Яранска. Далеко не в каждом уездном городе была гимназия. Библиотеки гимназические комплектовались продуманно. Похоже, Иван прочел ее всю.
Сохранилась его школьная тетрадь классных сочинений за 3-ий класс. Октябрь 1916 года. Ваня – в 3-м классе. В тетради несколько сочинений о прочитанных книгах. Не знаю – было ли задано прочесть именно эти книги? Или надо было написать о любой книге, которую выбрал сам?
Вот эти сочинения:

Иоанн Дамаскин
Иоанн Дамаскин был один из горячих противников иконоборчества. Своими песнями и псалмами он прославился на всю Римскую империю. Живя в Дамаске Иоанн, после порабощения Дамаска Калифом сделался одним из его ближайших сотрудников. Калиф очень полюбил Иоанна и сделал его правителем страны.
Среди светской придворной жизни Иоанн чувствовал себя одиноким. Ему приятней было славить Бога среди сельской природы, чем жить при дворе. Он попросился у Калифа и был им отпущен. Иоанн пошел в знаменитый Кедромский монастырь, куда удалился от людей, чтобы прославлять в своих песнях Иисуса Христа, бога любви и смирения.
Иноки с радостью приняли Иоанна, но чтобы поступить в монастырь, надо было выдержать испытание, заключающееся в безусловном повиновении наставнику. Один из монахов, старец убеленный сединами, со строгим лицом, согласился быть наставником Иоанна. Он сказал Иоанну, что уставы монастыря велят инокам соблюдать посты, но что кроме этого Иоанн, чтобы сделаться монахом, должен перестать петь и сочинять свои псалмы. Иоанна это ошеломило, но он согласился.
Шли годы, Иоанн боролся с самим собой. Пение и сочинение псалмов было его призванием. Напрасно он твердил заученные слова молитв. Мысли сами обрабатывались в его голове и сами просились на бумагу. Иоанн не сдержал своей клятвы.
Однажды к нему пришел монах, попросил написать погребальную песню умершему брату-монаху. Иоанн сначала отказывался, но монах так слёзно просил его, что Иоанн решился. Наставник узнал об этом и сказал, что он может исправить свое непослушание только епитимьей. Узнав об условиях епитимьи, Иоанн с радостью согласился.
Наставник молился ночью. Ему вдруг явилось виденье. Божья мать со своим сыном сказали ему, что не нужно заглушать дарование Иоанна. На другой день наставник разрешил Иоанну сочинять его любимые псалмы.
Опять полилось из уст Иоанна свободное слово певца. Он прославлял Бога и люди опять могли восхищаться его песнями.

«Каин» Байрона
Во вторник я взял в библиотеке гимназии книгу Байрона «Каин». В этой книге рассказывается, как Адам и Ева жили после изгнания из рая, как жили их дети, еще рассказывается о Каине, о его мыслях и думах об его путешествии с Люцифером, где он увидал совершенно незнакомые ему миры, об его беседах с ангелом и, наконец, об убийстве Авеля и изгнании Каина.
Эта книга мне нравится, потому что в ней изображается правдиво недоумение и негодование Каина, тем что его родители согрешили, а он страдает за их грех. Он не понимает, для чего он живет, для чего Богу нужны люди. Не затем ведь, чтобы провести в страдании жизнь, а потом превратиться в прах.
Его волнуют многие другие вопросы, которые и сейчас продолжают волновать человеческие умы. Он – первый протестант, в нем первом зарождаются мысли, недоступные человеку, но он не находит ответа.
Действующими лицами являются Адам, Ева, Каин, Авель, Ада, жена Каина и Люцифер, злой дух. Каин мне нравится больше всех, потому что он является невольным страдальцем, потому что он первым пытался разгадать вопросы, почти не доступные уму человеческому, что надо вкусить не только от древа знания, но и от древа жизни.
Эта книга похожа на «Фауста», сочинение Иоганна Гете, которую я тоже люблю. Из других сочинений Байрона мне нравится «Манфред».


Русский летописец в изображении Пушкина
Летописцем называется такой человек, который записывал из слышанного и виденного то, что считал важным и нужным. Летопись писали по большей части монахи. Некоторые из них провели бурно молодость, жили при дворе князя, участвовали вместе с князем в битвах, сборах податей, в пирах, бывали они вместе с князем и в других землях. Одним словом, это были люди, много повидавшие и испытавшие на своем веку. Потом они поступали в монастыри, где старались найти спокойствие и мир своей душе.
Летописцы глядели на свой труд как на долг, завещанный от Бога. Они относились к писанию летописи как к источнику знания истории того времени, когда сами жили, и записывали то, что считали более или менее достоверным.
У читателя может возникнуть вопрос – почему летопись писали монахи, а не другие духовные лица. А потому, что в монастырь, тем более такой известный, как Киево-Печерская лавра, где жил первый летописец, сходилось много богомольцев, от которых главным образом и получали сведения летописцы.
Летописцы в своих летописях описывали жизнь царей и главные события, которые тогда случались. Летописцы писали беспристрастно, они описывали не только добрые стороны событий, как пишут современные историки, но и дурные. Скромность – одна из основных качеств летописца. Они не подписывали даже своего имени под летописью.
Летопись имеет теперь для нас очень важное значение. Только из нее мы можем узнать теперь о событиях IX и X веков.

Мои летние развлечения
Я всегда с нетерпением ожидаю наступление лета. Лето мне нравится,. потому что в это время года я свободен. Я могу проводить время по своему желанию. Меня не заставляют ни ходить в гимназию, ни сидеть в противной лавчонке папы. Одним словом, я свободен и стараюсь пользоваться этой свободой.
Летом бывает больше развлечений, чем зимой. Большую часть времени я провожу на открытом воздухе, купаюсь в речке, езжу на лодке, хожу в лес по грибы и по ягоды, (Преподаватель исправил: «за грибами за ягодами». Народная логика говорит: "за ними (за ягодами, грибами, за водой) пойдешь – не воротишься". Т.Р.), а иногда просто для прогулки. В лесу, в поле, на лугах я чувствую себя гораздо бодрей и веселей, чем в душной комнате. Смотря на спокойную работу крестьян, сам становлюсь спокойным и жизнерадостным.
Лето – подходящее время для развлечений, но совершенно не годится для умственных занятий. Жара до 30 не дает читать что-либо серьезное, а в дождь не бывает настроения. Вообще лето – весьма хорошая вещь, посланная школьникам для отдыха.
В 1914 году в журнале «Друг детей» была устроена анкета по поводу любимого времени года. Большинство ответов пало на лето, и главное потому, что не приходится ходить в alter mater. Ни один человек не сказал, что любит зиму, потому что учится.
Характерно!

Ваню привлекают герои, в которых он видит любовь к свободной мысли, свободному творчеству. Даже в сочинении «на вечную тему» – о лете – он ценит в летнем времени не только радость общения с природой, но и свободу от «противной лавчонки папы», свободу от обязанности делать то, чему сопротивляется душа.
Из книг обрушивается на Ивана лавина слов, которые он никогда не слышит в окружающей его жизни. Он не всегда успевает «переварить» их и точно понять их смысл. В сочинении он называет гимназию «alter mater». Что это? Смешение понятий alma mater и alter ego? Или осознанное «словотворчество?

«Один дурак может задать столько вопросов, что...» - сейчас это уже банально. Но кто знает – откуда это? А Иван - знает. В письме своему другу Зине он пишет: «...как сказал Гете...». Нынешний школьник питается вторичным продуктом, Иван читает первоисточники.

Чем дышит, что хочет делать гимназист Ваня? Вот перед нами письмо, которое он написал в «Клуб Родника».
Начался Родник в 1882 г. и осуществлял всероссийское общение по интересам. Медленнее, чем Интернет, конечно, но этот «Родник» раздвигал горизонты и возможности развития любознательной молодежи еще более ста лет тому назад. Еще в позапрошлом, XIX веке.
Ваня пишет в Родник:
Прошу записать меня в клуб Родника. Желаю переписываться по самовоспитанию, самообразованию и литературе.
Иван Халтурин
Яранск, Вятск.губ. Мужск. гимназия, уч. 4 класса.


А время тревожное. «В воздухе пахнет грозой», конец 1916, начало 1917 года. Это уже весна 1917 года, Февральская революция. Ваня чует шаги истории.
Вот другое его письмо в клуб .
"Товарищи! Я собираю коллекцию печатных, рукописных и др. материалов, относящихся к нашей революции. Так как я живу в забытом Богом и людьми городе, где общественное движение отразилось очень слабо, и не могу собрать много интересного, то обращаюсь с горячим призывом к вам, товарищам по «Клубу», живущим в более крупных центрах. Присылайте мне все имеющиеся у вас, но ненужные вам воззвания, брошюры, листки, номера революционных и других органов печати, изданий комитетов ученических, учительских, земских и других организаций, номера местных «бюллетеней», жетоны, открытки — одним словом, все то, что относится к освободительному движению. За все присланное буду очень благодарен и постараюсь всем, приславшим мне что-либо, быть, в свою очередь, полезным.
Яранск, Мужская гимназия
Иван Халтурин


Обращение «Товарищи» - еще не имеет «большевистского» ритуального смысла. Ведь совсем недавно был в ходу товарищ министра или товарищ городского головы, это означало заместителя. В обращении Ивана оно звучит как «единомышленники».

Это письмо - идея и самое начало того архuва, который я сейчас разбираю, того музея, в котором тысяча документов, и где главный исторический экспонат – сам Иван Халтурин.

Удивительное для 15-летнего человека чувство истории, взгляд на сиюминутные события как бы уже из будущего, понимание, как важно сохранить живую реальность исторического момента, сохранить все то, что потом - увы! - уничтожалось, сжигалось, спускалось в унитазы, выносилось на свалки, что скрывалось от детей и внуков, от самих себя. Что заменялось профильтрованной, выхолощенной официальной историей.

До нас дошел по крайней мере один ответ на призыв ученика 4 класса гимназии Ивана Халтурина. Леонид Алексеевич Тихомиров написал ему из Петрограда:

Петроград 22 января 1918
М.Г. (Милостивый Государь)
В ж. Родник в 3-м № я прочел Ваше обращение к читателям с просьбой посылать вам издания во время революцiи. Означенный журнал я прочел только в декабре п/г. Имея склонность делать из газет вырезки, а также не гнушаясь иногда покупаю даже лубочную литературу, относящуюся к моменту. Это делаю из интереса к тому, чем пичкают публику, которую называют демократией или пролетариатом.
..... прочитав ваше письмо я решил послать всю коллекцию вам. И 20 с/м заказной бандеролью № 723 номер журнала "Манчестэр Гардиан" в русском переводе (есть очень интересная статья про русскую революцию) и многое другое. .......


Как приятно читать письмо с уважительным отношением к гимназисту из какой-то глуши. Милостивый Государь, Вы...

Осенью 1917 Иван начал было учиться в 5 классе гимназии, ставшей Советской Трудовой школой 2-й ступени. Но весной 1918 школу бросил. В автобиографии он пишет, что из гимназии его исключили за непосещение уроков закона божьего. Уже шел 1918, а еще такие строгости насчет закона божьего... Но не в том было дело. Кругом бурлила новая жизнь и Иван не мог оставаться в стороне.

А отец его, Игнат Захарович, потерял всё. Рухнули в одночасье его мечты и планы. Не только лавку потерял - даже дом отняли. Любимый сын Иван оказался в стане ненавистных революционеров. Не каждый рожден такое перенесть. Игнат Захарович отказался от сына. И до самой войны, до 1941, они не встречались и не переписывались.


Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация