Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

2. ГАРМ 1951

Опустим географию нашего пути: Леса западнее Волги, бескрайние поля - на востоке от неё, пустыню и верблюдов Казахстана, резко сменяющуюся - стоит переехать мостик через канал - ухоженной землей Узбекистана, текущей млеком и медом, виноградом и арбузами, Не будем описывать юрты, ишаков, ожидающих у шлагбаума. Опустим даже седобородого, потрясающе величественного всадника на роскошном, сером в яблоках коне, не спеша направляющегося на Сталинабадский базар, а также не менее потрясающее зрелище трактора, на котором столь же гордо восседает другой седобородый красавец в чалме.
Экзотика Востока! Скоро ты станешь обыденной жизнью.

Станция Гарм
И вот мы на месте. Вот здание Сейсмической Станции - деревянное, с шестигранной башенкой, на стальном каркасе - сейсмостойкое. Рядом - единственный глинобитный жилой дом на две двухкомнатных квартиры. Вода - в арыке. Электричество - от движка мощностью в 1 (одну!) лошадиную силу, с помощью которой заряжаем аккумуляторы НКН-100. Они нас освещают: с помощью пятивольтовых лампочек. Идешь с кухни в комнату - несешь или волочешь за собой аккумуляторы. Не очень то и тяжелые – не больше 20 кг.
Грунт - галька, однако же палочки ветлы, воткнутые в него прошлой весной, обросли веточками, обещая когда-нибудь тень.
Народу на станции - минимум. В нашей коммунальной двухкомнатной квартире мы и еще одна девушка по имени Марксана. В другой, симметричной квартире - механик Сойко с женой и лаборант Коля Корягин. Во дворе два пса по общей кличке Сейсмики. Еще один деревянный домик - там склад продуктов на год и темная комната, где ведется регистрация на фотобумагу.

А кругом - красота, дикая, первобытная. Шумит река Сурхоб, слышно, как по дну ворочаются большие камни. В небе кружат орлы. Напротив, через реку - розовеет на закате своими тремя пиками Каудаль - вершина хребта Петра 1. На нашей стороне гора Мандолюль, в ней штольня.
Строили станцию в прошлом году. И не как нибудь, а ориентировали и штольню, и дом с шестигранной башенкой (здание станции), и дорогу к нему - строго по меридиану и параллели, с учетом магнитных склонений.
Вкрапления человеческой цивилизации так малы и случайны, что лишь подчеркивают окружающую первобытность. И тишина, тишина.
Во всем районе только две легковых машины ГАЗ-67 - у нас и в райкоме.

Ну вот, дорогой читатель - ты и знаешь теперь, где текла наша жизнь. Мы обрастали со временем людьми, аппаратурой, пониманием специфики сейсмической службы, наших собственных задач и проблем нашей науки, методами обработки данных и умением взаимодействовать с сотрудниками, лаборантами, аборигенами, начальством. Обзаводились детьми и друзьями, удобствами и даже комфортом. Мы менялись - но горы остались теми же, грандиозными и удивительными, несмотря на все геологические теории. И река все так же глухо ревет, волоча по дну огромные камни.

Сейсмолог должен быть и акушером
Утро. Ноябрь, ранний снег запорошил дорогу. Телефонный звонок. Звонит начальник аэропорта.
- Слушай, Халтурин, у тебя машина на ходу?
- Грузовая только. А что?
- Да вот, понимаешь, жена родить собралась, а я машину завести не могу.
- Сейчас приеду.
Виталий разбудил механика. Приехали в аэропорт, погрузили жену. Муж не поехал.
- Не могу. Понимаешь, погода летная, рейсы через час пойдут, а я, понимаешь, один - и кассир и диспетчер.
Виталий поехал сопровождать. На полдороге, 3 км до роддома
- Стой, стой, рожаю.
Вынули её из кабины, постелили рубашку на прошлогоднюю траву. Хорошо, роженица была с опытом, сама командовала, что надо делать. Завернули ребеночка, пупок перевязали, дальше поехали.
Вернулся мой дорогой в шоке. Говорит.
- Завтра же улетай в Сталинабад!
- Мне же еще не скоро…Что я там буду делать целый месяц?
- Нет, нет, давай, езжай, вдруг что нибудь…
Что делать – учусь быть послушной женой. Уезжаю. Виктор Иванович Бунэ, главный тогда сейсмолог в Таджикистане, приютил меня. От скуки и интереса хожу на курсы, где объясняют, как и что, какой делать обезболивающий массаж.
И вот я в роддоме. Начало декабря, в роддоме еще не топят. Холодище. На весь родильный огромный зал – маленькая электроплитка. Слышу вдруг в коридоре вопль. Господи, неужели и я буду так орать? Соседки смеются.
– Это докторша рожает. Они почему-то всегда так вопят.
Леночка появилась на свет. По московскому времени – еще 7 декабря, 11 вечера, по местному – уже 8-го, в 2 утра. Правильное время. В Африке леопарды уже кончили охотиться и ушли спать.

10-тый класс для офицеров.
Во время войны офицерские звания присваивали на фронте, там некогда было на образование оглядываться - убили майора, и назначают на его место лейтенанта, а у того – хорошо, если семь классов. А то и всего-то пять. Но теперь - время мирное, офицером можно быть только с законченным средним, т.е. с десятилеткой. Дошло это указание и до Гармского военкомата. Дали один год на решение проблемы. Организовали для офицеров 10-й класс. Но оказалось, что учительница физики и математики «уходит в декрет». Что делать?
- Халтурин, выручай. Математику знаешь? Университет кончал? Будешь в вечерней школе преподавать, в десятом классе. 400 рублей получишь - полставки.
- Хоп, майли.
Правда, Виталий сам в девятом классе не учился - из восьмого сразу в десятый пошел. Так получилось. Но когда стал проверять своих десятиклассников - пришлось начинать с программы пятого класса. Кто забыл, а кто и не учился нигде после 5-го или 6-го.
И вот три раза в неделю - поход в Гарм. Вечером. Занятия с 6 до 11. Пешочком туда семь километров и обратно столько же. Туда - еще светло, обратно - полночь. На дороге нашей, естественно, никаких фонарей нет.

Однажды задремал на ходу и проснулся оттого, что нога не нашла опоры, не нашла дороги, провалилась вниз. Сел. Проснулся. Дорога вправо ушла, а впереди - далеко внизу - Сурхоб плещется. Посидел, подышал. Встал, окончательно проснулся и дальше пошел.
Через месяц надоело ходить. У нас на станции была полуторка, ГАЗ-АА. А шофера не было. Потренировался немного во дворе и стал ездить. Но когда снег выпал - ездить не решился. Скользко, опасно. Опять пешочком.

В полночь мы с Леночкой его встречали. Заверну ее в одеяльце и идем навстречу. Издалека перекликаемся. То я "Холлари-хо-хо" изображу, то он просвистит позывные, которые были приняты у него с братом Левой.
Таджики никогда ночью не ходят - волков боятся. Или нечистой силы какой-нибудь, про которую и говорить нельзя. Многие спрашивали:
- Как ты ходишь? Волки там!
- А у меня револьвер.
- Тогда молодец, это хорошо.
Конечно, никакого револьвера у него не было - да и откуда бы. Но и не ружье же охотничье с собой таскать: тяжело. Правда, пару раз слышал волков - но не на дороге, в горах.

Ночь под Новый Год
Зима в Гарме очень разная бывает. То, как в Евгении Онегине
Зимы ждала, ждала природа
Снег выпал только в январе

А то засыпет все кругом, а потом станет антициклон морозный, снег затвердеет, блестит на солнышке. Пока еще цивилизация с ее бульдозерами и снегоочистителями не проникла в эти благословенные места - красота зимняя в диких горах - неописуема.
Выйдешь ночью из дому - снег гладкий, никаких следов, только вместо дороги тянется узкая протоптанная тропинка, да и ту часто поземка заравнивает, так что и не видно. Луна, черные тени на снегу от голых черных скал, торчащих из заснеженных гладких склонов, слабый желтоватый свет из окна, от пятивольтовой нашей лампочки - единственное "цветное" пятно на черно-белом, чуть синеватом ночном пейзаже. И - ни души. Тишина, звезды, луна. И ты ближе к мирозданию, суета цивилизации вроде бы и не существует вовсе. Как же нам повезло!

В такую ночь под Рождество (а при советской власти - в ночь под Новый Год) должны происходить какие-нибудь чудеса, какая-нибудь нечистая сила должна же появиться! И она появляется.
Вышла я из дому подышать, полюбоваться морозной ночью. Стою, смотрю вокруг, слушаю тишину - привычный рокот камней, которые река тащит по дну, шуршание шуги у берега, да иногда филин – вот он, торчит как столбик на профиле горного отрога, - подаст голос:
- У-гу!
И вдруг - еще какой-то слабый, но не очень далекий зов:
- Аа-а!
Что это? Вот опять:
- Аа-а!…Аа-а!
Бегу домой.
- Виталий, послушай - что это?
Выходит. Стоим, слушаем. Ничего. Он уходит. Уже одиннадцатый час, скоро Новый Год. Опять:
- Ааа-а-а!
Выхожу на тропинку в Гарм. Ее совсем занесло, не видно. Но под верхним слоем рыхлого снега можно ногами нащупать твердый гималай утоптанного снега - тропинку. Но чуть попадешь с нее в сторону - или оступишься, или сама тропинка свернет с прямой - проваливаешься в снег до самого того места, откуда ноги растут. Иду, снова слышу зов, какая-то в нем безнадежность и покорная тоска. Ближе. Что-то уже мерещится во тьме, какое-то пятно. Движется? Или в глазах рябит?
«Что там, что там - пень? иль волк?»
Наконец, вижу. Да, это человек. Он запутался в снегу и как будто что-то ищет. Подхожу ближе.

Он слишком рано и слишком усердно отметил наступающий год и плохо ориентируется. Оставить его тут - замерзнет. Зову его к нам - отогреться. Некогда долго его убеждать, время бежит, Виталий ждет. Новый Год вот-вот наступит.
Оказывается, ехал он на лошади, слез на минутку, надо было. Запутался в штанах - их двое на нем было, холодно ведь. Пока разбирался - лошадь куда-то ушла. Куда? Ведь волки! В отчаянии звал ее, не видно ничего, что-то мерещится во тьме. Где она? Пошел искать, свернул с тропинки, завяз в снегу. Где это он оказался? Куда идти? Как? - тонет в снегу. Верхние штаны где то в снегу остались, закопались...Ни зги не видать…
- Да ладно, говорю, никаких волков тут нет, рано еще, они в феврале придут. Лошадь твоя уже давно дома, зачем ей куда-то уходить. Посиди, обогрейся, совсем замерз.
Только мы пришли с этим невезухой к нам домой - а уж время 11:50. Успели.

Народные сказания об этой простой истории, выработанные по всем законам фольклористики, мы услышали лет через 30 от внуков ее героя. Там фигурировали волки, героическая битва с ними, победа сейсмологов, спасших жизнь телеграфиста. Что-то было и про лошадь, уж не упомню - но тоже сказочное и героическое.

<< Владимир Неуструев: Я РАБОЧИЙ ЧЕЛОВЕКРодословица КОЧЕРЖЕНКО>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация