Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

Елизавета Михайловна Спиридонова: МОИ ДРУЗЬЯ. ПОЛЯ УКРАИНКА

Мать сказала отцу за обедом: пришла ко мне наниматься кухарка, совсем особенная. Это, в сущности, не прислуга. Приехала с Украины. И затем по-французски – почему-то мать воображала, что мы не понимаем по-французски, хотя нас с детства обучали французскому языку, "une histoire d amour."

И Поля появилась в нашем доме. Первое условие, которое она поставила барыне, это было чтобы после окончания обеда и мытья посуды ей было позволено не сидеть в кухне, а приходить к нам в детскую. Разрешение было дано и Поля после работы, распустив свою длинную черную косу и одев чистое платье приходила в детскую. Скоро я привязалась к Поле и ее приход в детскую был для меня радостным моментом, которого я целый день ждала. Скоро Поля освоилась и стала петь у нас в детской свои украинские песни, а с Полей пела вместе и я.

Я даже и сейчас с удовольствием вспоминаю как это было приятно: сидим мы с Полей рядышком и поем себе. Почему-то одной из любимых Полиных песен был «Аз булат удалой» (может быть я перевираю слова) «грозну саблю свою с золотою казной я тебе подарю». Я тогда была еще очень мала – даже в гимназию еще не ходила, а потому слова песни были мне непонятны, и я мучила Полю вопросами. Почему он хочет чужую молодую жену? Почему ей с кем-то не житье? Почему? Поля очень терпеливо отвечала, и я узнала, что если любит, то все за нее отдаст… Потом мы пели с Полей «и шумит и гуде дрибни дождик иде», и это было очень весело. Пели еще «не жури меня мати», «виют витры» и много других песен.

Мы с Полей никогда не думали, что нас (вернее ее) кто-то слушает. Однако раз я побежала в гостиную и оказалось, что там у матери были гости – офицеры «нашей» 23 артиллерийской бригады, которые молча слушали пение Поли. Кто-то даже предложил позвать ее петь в гостиную, но мать нашла это неудобным.

Теперь мне представляется, что у Поли был чудный мягкий и глубокий голос, не знаю так ли было на самом деле, или это воспоминание ткёт вокруг ее образа свою смягчающую и украшающую правду.

К Поле приходил «жених». Это был синий кирасир, и как потом уж я поняла, именно ради него, попавшего за рост и красоту в синие кирасиры к нам в Гатчину она и бросила свою родную украинскую деревню.

Кирасира мама не любила… Много позднее я узнала, что Поля все заработанные деньги тоже отдавала ему. Я старалась поглядеть на него в щелку, когда он бывал на кухне. Я тоже его не любила, в те дни, когда он приходил, Поля не приходила к нам в детскую и не пела. Летом Поля уехала к себе в деревню в отпуск и прощаясь с матерью и нами плакала и всех нас перецеловала.

Но не прошло и 2-х месяцев, как мать получила от Поли письмо с просьбой выслать ей денег на дорогу, и взять ее обратно к нам в кухарки. И вот Поля вернулась. Все стало как раньше. И кирасир снова стал появляться на кухне…

И вдруг Поля заболела. Помню, как она лежала в маленькой комнате для прислуги за кухней и туда к ней приходил доктор. Потом доктор долго разговаривал с матерью… Оказалось Поля была очень больна и лежать ей в «комнате для прислуги» было никак нельзя. Я тихонько пробралась к Поле и посмотрела на нее. Она была очень красная и ничего не понимала, так что и меня даже не увидела. Я испугалась и убежала. В кабинете мать спорила с доктором. Она говорила, что перенести Полю в кабинет отца или гостиную никак нельзя. Доктор сердился… Мать что-то ему доказывала. Потом велела запрягать лошадей и мать увезла Полю в больницу…

Из больницы Поля уж никогда не вернулась больше к нам. Она умерла. Помню, когда мать сказала, что Поля умерла и ее будут хоронить, мне это показалось чудовищным и непонятным. Поля для меня была песня, что-то необычайно хорошее, такое радостное и сияющее.

В старой России нас с детства приучали к постоянному присутствию смерти… И на этот раз нас детей взяли в часовню при госпитале, где лежала Поля и на похороны.

Потом мама рассказывала кому-то по-французски «чтобы мы не поняли», что во всем виноват «синий кирасир». Там дома у Поли уже была дочка, и в том, что она так ужасно заболела тоже почему-то винили кирасира.

Но в мою детскую память врезался тяжелым неприятным диссонансом разговор матери с доктором. И долго я ломала голову, почему нельзя было позвать Полю петь в гостиную? Почему нельзя было перенести больную Полю из маленькой «комнаты для прислуги» в самую лучшую комнату в доме, только чтобы она продолжала жить и петь…

РО РГБ фонд 587 картон 3 ед.хран. 13

<< Родословица ДебуаровЕлизавета Михайловна Спиридонова: ТОРНЫМИ ТРОПАМИ>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация