Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

Татьяна РАУТИАН: Дети на военном заводе

По карточкам почти ничего не выдают, получаем регулярно только хлеб. Причем дети (до 12 лет) получают 400 г в день, а "иждивенцы", т.е. неработающие школьники 12-17-ти лет – всего по 250.

Понятно, что на 250 грамм не проживешь. Особенно в этом возрасте. Многие подростки бросают школу, идут работать, чтобы получить взрослую рабочую карточку: 800 г (наш завод – военный! на других предприятиях, не военных, норма была 600 г).

Мама решительно вмешивается в эту ситуацию. Бросают школу? Этого нельзя допустить! И мама организует возможность работать на заводе и одновременно учиться в школе. Теперь дети работают не 11 часов, как все, а только 6. Работа на заводе круглосуточная. Нормальные взрослые начинают работать в 8 утра, дети - в 7. Все рабочие обедают с 12 до 13, а детский рабочий день заканчивается в 13, обед до 14. А в 14 часов в школе начинается вторая смена.

На заводе работало 54 школьника в возрасте от 12 лет (кажется, были там и младше 12). Многие так и остались бы с 5-6-классным образованием, кабы не этот мамин план и не ее настойчивость в его осуществлении.

Весна 1944. Начало мая. 25 мая начинаются экзамены. А времени на подготовку у работающих школьников совсем мало, да и знания не очень-то: учителей не хватало – физик и математик были на фронте, этих уроков долго вообще не было. Потом нам удалось уговорить инженеров нашего завода заменить их. Математика началась с Нового года (две Валентины, Долодугина и Соломеина, мастера на заводе, до войны окончили один-два курса вуза). Физика началась с апреля (инженер Павелл). На первом уроке (он продолжался 10 минут) Николай Константинович сказал:
- Вы народ уже взрослый и понимаете, что времени у нас мало и тратить его на рассказывание нельзя. Есть учебник, сами почитайте и разбирайтесь. Я буду приходить к вам раз в неделю, расскажу, что вы не поняли. У нас осталось полтора месяца, шесть недель. Разделим учебник на шесть частей и вперед!
Таким способом мы и прошли школьную физику.

Мы обращаемся к директору завода с просьбой отпустить нас с 5 мая в отпуск для подготовки к экзаменам. Начальственная резолюция такова:
- Сейчас идет сплав леса (завод работал на дровах), и я не могу вас отпустить – надо дрова достать из воды и сложить на берегу в поленницы.
- А как же экзамены?!
- Ну, ладно. Как только вытащите из воды по 16 кубометров на каждого, так и отпущу в отпуск. От вас зависит, чем раньше выполните задание, тем раньше уйдете в отпуск.
Приходим домой невеселые. 16 кубометров! На каждого! 16х54 = 864! Вытащить из воды! Уложить в поленницу! Легко сказать... А как же экзамены?!

- Мама, как быть, это же невозможно!
- Невозможного не бывает. Вы должны организовать работу, чтоб не каждый сам за себя (от этого толку не будет, только толкотня). Пусть большие мальчики баграми выкидывают поленья на берег. Остальные пусть станут в цепочку и передают поленья друг другу. Последними пусть будут маленькие, они начнут укладывать нижнюю часть поленницы. Потом, когда она вырастет, поставьте в конец цепочки высоких, они будут укладывать поленья в верхнюю часть. Поняли? Действуйте!

Назавтра пришли мы на работу к реке. Под мостом – загородка, вода уходит, поленья (и льдины) задерживаются. Взрослые подшучивают: «Эй, детский сад!» Мы игнорируем эти шуточки. Посмотрим, смеяться будет последний! Начали работу маминым способом. И она пошла так весело, так интересно! Багорщики прямо в воду лезут в своих «непромокаемых» лаптях! Oтталкивают льдины, подтягивают дрова! Поленья так и летят, поленница наша растет. У взрослых – перекуры, а мы – без передыху. К четырем часам все дрова из реки вытащили. Нет больше работы! Отдышались, померили, подсчитали – наших дров уже по 14 кубометров на каждого! Мы могли бы за один день кончить! Вот что значит организация труда. Поодиночке нам и за неделю бы не справиться. Но ведь надо по 16!

- Где еще дрова?!

Гордые своим успехом, играя в возмущение (где дрова?!), мы двинулись в заводоуправление, вломились в директорский кабинет, с лаптей на ковер вода бежит, разгоряченные, рабочий класс!
- Мы кончили!
- По 14!
- Больше дров нет!
- Отпустите нас в отпуск!
- Слово мое твердое. Я сказал – по 16, значит по 16. Придете завтра. За ночь еще дрова приплывут.
Номер не прошел. Жаль, конечно. Но – ладно. Зато покрасовались. Успеть бы высушить онучи. А ведь были бы еще дрова – мы бы и по 16 кубометров сделали.

Потом я узнала, как мама организовывала на Изюмском заводе оптического стекла аврал по выполнению плана одиннадцати месяцев за 25 дней. А вот так же. Одни «с баграми» - готовят, шлифуют, другие – бегают, носят, третьи – измеряют, все дружно, бегом-бегом, с правильным разделением операций.

Наступила весна 1943 года, первый наш картофельно-огородный сезон. Нам, как многосемейным, выдали 35 соток земли под картошку. Землю (целину, заросшую бурьяном и кустами) вспахали заводским трактором. Вычисляем, сколько надо семенной картошки на эту площадь. Покупаем: 600 рублей за мешок. 600 рублей – это моя месячная зарплата на заводе, без учета вычетов на госзаём.

Родители и знать не знали, где наша земля и даже сколько ее. Им было не до того. Они дневали и ночевали на заводе. Считалось, что руководитель должен присутствовать на заводе ВСЕГДА. Директор мог прийти в цех в четыре утра и спросить: «А где начальник цеха?» И начальник цеха должен был быть на месте.

Выживание будущей зимой зависело от того, как мы, дети, справимся с полевыми работами. Надо посадить, прополоть, три раза (после дождя) окучить, потом выкопать и перевезти домой. Дома просушить, перебрать и заложить на хранение... Первый этап - посадка. Как это сделать? Мама созывает нас на инструктаж:

- Трое старших (Таня, Юра, Сережа, от 14 до 17 лет) с лопатами идут и делают лунки. Младшие (Алена, Ксана, Кира и Млада, от 5 до 12 лет) кладут в лунки золу, навоз, картошину. Тут должен быть такой порядок работы: первым идет старший. Он копает лунку. Следом идет младший, кладет в лунку навоз. Следующий младший идет, кладет золу. Последний младший кладет картошину глазками вверх. Следом идет второй старший. Он копает лунку в следующем ряду, а землю отнюдь не бросает куда попало, а закрывает ею уже наполненные лунки. За ним вторая команда младших. Ну, и так далее. Ясно?

На удивление взрослым и самим себе, мы, сорганизовавшись, довольно скоро засадили наш участок. И собрали осенью 100 мешков картошки: это 300 пудов, почти 5 тонн!

Мама пишет в своих воспоминаниях о 4 сотках. Но это – совсем другой, «дополнительный» участок, огород рядом с домом, который мы засадили морковью, брюквой, капустой. Мама его видела, давала советы по возделыванию целины. Серёжа рассказывал дома о своих и Юриных подвигах по защите этой капусты от нашествий коз. А те 35 соток, что в поле, мама и не видела, и не запомнила.

<< Владимир Иванович Полканов4. ЗАВОД-САРС>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация