Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

Т.Раутиан: МОИ ДРУЗЬЯ КНИГИ

Учусь читать
Тане все время хотелось понять, что там написано - на вывеске магазина, в газете, в разных книжках. И когда вечером мама была дома, Таня все время приставала к ней с вопросами "А это какая буква?" И скоро ужасно надоела маме. Мама купила азбуку, но никак не могла решить - надо ли такую маленькую девочку учить читать? Может, подождать до школы, пусть там учится, как все?
Но не прошло и дня, как она нашла на подоконнике азбуку и опять стала приставать к маме.
- А что это?
- А это какая буква?
- А что это тут написано?

Тогда мама Лидия Ивановна сказала:
- Ты знаешь, мне некогда. Дети учатся читать в школе, подожди еще годика три - и тебя научат.
- Ой, три гоо-оода??? Я хочу сейчас!! Сейчас! Хочу! Сейчас!
- Ну тогда учись сама. Видишь, тут нарисованы буквы и картинки, так что легко догадаться, где какая буква. Например АРБУЗ - какая тут буква?
- А ??
- Правильно. А тут барабан. Это какая значит буква?
Б ??
- Правильно. Ну, вот видишь, это не трудно. Бери эту азбуку и иди в детскую, смотри. Раз уж так тебе хочется - учись сама.

Азбука была напечатана на толстой бумаге. Таня ее разрезала, легла на пол в детской и стала складывать слова: М-А-М-А, П-А-П-А. ну и так далее. И скоро научилась читать. Теперь, когда она шла с мамой по улице, то читала подряд все вывески:

АП-ТЕ-КА
КИ-НО
БУ-ЛОЧ-НАЯ.

И потом стала читать книги. И опять приставала к маме и папе, чтоб они покупали книги. Только они купят - она тут же прочитает и снова пристает к папе с мамой.
И тогда папа стал ходить с Таней в магазин ДЕТСКАЯ КНИГА. Это на Невском, около Фонтанки, где на мосту стоят бронзовые кони. Там они покупали разные интересные книги. Их было так много - просто глаза разбегались. Сначала это были:
МОЙДОДЫР и АЙБОЛИТ,
МИСТЕР ТВИСТЕР и ДЯДЯ СТЕПА,
потом
МАУГЛИ и ОСТРОВ СОКРОВИЩ,
РЕБЯТА И ЗВЕРЯТА,
СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ
РУССКИЕ СКАЗКИ
ПРИКЛЮЧЕНИЯ МЮНХАУЗЕНА,
а потом - толстые книги:
ПЯТНАДЦАТИЛЕТНИЙ КАПИТАН,
ДОН КИХОТ и РОБИНЗОН КРУЗО,
ЗОЛУШКА и СИНЯЯ БОРОДА
ТОМ СОЙЕР и ПРИНЦ И НИЩИЙ,
ОСТРОВ СОКРОВИЩ,
МЕТРО,
ГАЙАВАТА,
ИЗ ПУШКИ НА ЛУНУ,
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДОИСТОРИЧЕСКОГО МАЛЬЧИКА,
ОГОНЬ,
И много-много других. А потом оказалось, что у папы была старая-старая книга ОДИССЕЯ. Про древних греческих героев и богов, Но написана она была не по-гречески, а по-русски. Но все равно это был какой-то совсем другой русский язык. Другой - но все равно почти понятный. Конечно, про древних героев и богов нельзя же рассказывать так, как про нас. Например, мы бы сказали
"солнце взошло" или "рассвело".
Но это мы. А древние боги говорят совсем не так. А вот как:
"Встала из мрака с перстами пурпурными Эос."
Сначала мы бегали спрашивать папу
- Ведь имя Эос - это для мальчика! почему же "встала"?
И папа все объяснял:
- Не обязательно для мальчика, особенно у древних греков. И по-русски это не обязательное правило. Например Саша, Яша, Гоша - звучат как для девочек, как Маша и Наташа. Вы же не удивляетесь.
- А кто это - Эос?
- А это богиня утренней зари
- А что такое "персты"
- Раньше палец был только один. Большой. А остальные назывались персты. поэтому мы говорим ПЕРчатки, а не ПАЛЬчатки. и ПЕРстень, а не ПАЛЬстень
Тане очень нравились древние греческие герои. Особенно Одиссей. Он был такой любопытный, все он хотел узнать и все попробовать, везде побывать. Конечно, ему уже немножко хотелось домой. Но еще больше хотелось путешествовать.

Оказалось, что у древних треков было очень много богов. Это была такая большая семья. Каждый бог чем-нибудь заведовал. Стали разбираться - кто кому отец, кто кому дочь. А потом стали играть в богов. Таня, конечно же, была Афина Паллада, богиня мудрости. Тогда Таня еще не знала, что много знать - вовсе не значит быть мудрым. Чтобы быть мудрым - надо еще и понимать.

Таня очень полюбила читать книги. Читала за обедом. Вечером, когда уже надо было спать. И когда читала, то не слышала ничего вокруг. Можно было спросить ее:
- Таня, обедать будешь?
- Угу.
- Таня, в школу пора!
- Угу.
- Таня, пойдешь гулять?
- Угу.
- Таня, стукнуть тебя?
- Угу.
Детских книг скоро набрался целый шкаф. И вот мама Лидия Ивановна предложила сделать каталог. Это такая тетрадь, в которой записаны все книги. Кто автор, т.е. кто написал эту книгу, как она называется, в котором году издана, сколько страниц, сколько стоит. И тогда Таня узнала не только названия книжек, но и имена писателей.
А папа заказал в специальной мастерской (на Невском, около моста через Фонтанку, где стоят клодтовы кони) настоящую резиновую печать с буквами:

Р А У Т И А Н

И на каждую книжку ставили такую печать.
Конечно же, Таня прочла все до единой книжки, которые были в домашней детской библиотеке. Потому что прочитывала сразу же, как только приносила из магазина домой. Но хотелось читать их еще и еще раз. И тогда она стала читать их вслух своим младшим братьям и сестрам. И чем больше читала, тем быстрее прочитывала. Толстую книжку прочитывала за день, а потоньше - даже и за час или два.

Вот был такой случай. В Москве строили метро. И на уроке пения пели песенку про строителей метро:

Есть такие люди,
особенные люди,
они сказали - будет
сдана работа в срок


и в конце песенки:

...забойщики, кессонщики.
- где такие люди?
- На метро!


И одна девочка спросила учительницу: а кто это - кессонщики?
Таня думала, что учительница должна ВСЕ знать! А учительница - не знала. А Таня знала, потому что она только что прочитала толстую книгу, которая так и называлась: МЕТРО.
Таня изо всех сил поднимала руку, выше всех, и даже подпрыгивала, чтоб ее вызвали, чтоб рассказать все, что она про это знает. И вылезла, и рассказала, что такое подземные реки, и что такое плывуны, и что такое кессон, и зачем он, и кто такие кессонщики, и что такое кессонная болезнь, и ....
НИКТО НА СВЕТЕ НЕ ЗНАЕТ ВСЕ.
Конечно, если бы Таня была воспитанная девочка и понимала бы, что учительнице будет неприятно, она бы не вылезала так хвастливо со своим знанием.
Но ей этого еще никто не успел объяснить...

Первобытные люди

Прочитали мы книжку про первобытных людей. У них не было спичек и каких-то зажигалок. Им приходилось все время, ночью и днем, жечь костерчик. Чтоб он горел не слишком сильно - а то все дрова кончатся. Но и не лишком тихо, а то может и погаснуть. Вот два первобытных мальчика должны были всю ночь поддерживать огонь, кормить его. А ведь ночью спать хочется. И вот так случилось, что они нечаянно задремали. Ну всего на одну минуточку. А противный огонь в это время погас.
Папа этих мальчиков очень рассердился. Ведь действительно, без огня нельзя было на сварить завтрак, ни испечь лепешки. Да и согреться в холодную погоду. Они заснули - а всей семье как теперь жить? Без огня? И их папа сказал им: уходите. Без огня не возвращайтесь. Уходите. Они ушли и даже не заплакали, хотя очень хотелось. Но плакать нельзя. Ведь они - мужчины, а мужчины никогда не плачут. И они виноваты, а раз виноваты то и нечего плакать.
Много было у них приключений. А главное - они придумали, как самим делать огонь. Оказывается, еcли взять сухую палочку и сильно вертетть ее на другой деревяшке , то она нагревается. И даже может загореться. А тут успевай подсунуть ей сухой травы. Ура! Теперь можно спокойно спать ночью - а утром самим сделать огонь!

А в другой книжке было написано, как первобытные люди жили посередине озера. У них там был дом. Ты скажешь - какой может быть дом - на озере, ведь там вода! А вот и можно. Надо только воткнуть в дно озера толстые бревна и на них поставить дом.
Вот здорово! Если дом посередине озера, то никакие саблезубые тигры или пещерные медведи не могли до них добраться. Там они были в безопасности. В это так интересно было играть!
Мы вытаскивали на середину комнаты кровать - это был наш дом на сваях. Вокруг мы ставили стулья, спинками к кровати - получались у нашего дома настоящие стены. Можно было теперь сделать крышу из одеяла. А сиденья стульев - это была веранда, там можно было сидеть и смотреть вокруг. А то ведь в доме-то темно. Ходить по квартире теперь было нельзя - ведь это было озеро. По нему можно было передвигаться только на лодках. Лодками были большие папины галоши. Таня была мама семейства, Юра был папа, а Сережа - старший сын. Они вдвоем ходили на охоту с копьями (лыжными палками). Наверно тогда-то в пылу борьбы с пещерным медведем и пострадали старинные цветные витражные стекла на дверях детской комнаты. Зато наши героические мужчины победили этого медведя и принесли на копьях его тушу, свою добычу (буханку хлеба).
Этой игры хватало на целый день!

<< Т.Г.Раутиан: ЧАРЫ ЖЕНСТВЕННОСТИИВАН и ВАСИЛИЙ - ГОРДЕЦЫ>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация