Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

Американские впечатления

Вот перечитываю я сейчас письмо, которое написал Виталий в 1995 году - не знаю, кому. Друзьям. Которое про конец Гарма и Америку. Нашла его в электроном архиве Виталия. Не знаю – послал ли он его кому-нибудь тогда.

Прочитала и удивилась.
Многое, о чем он написал - уже не помню, ну просто – совсем. Я ведь и не знала толком про все эти поиски контрактов. Ну, знала – но как-то не всерьез. Не мое это было дело. Мое дело было – сидеть за компьютером и делать, что было нужно в данный момент – магнитудную точность, повторяемость взрывов, мерзлоту - что угодно, привычно, почти автоматически. А все внешние сношения Виталий тащил на себе. Одна я тут ни за что бы не адаптировалась. Это дело просто невероятное в Америке. Ведь пресс молодых очень сильный. 78 университетов готовят сейсмологов! 15 тысяч геофизиков приехали нынче (декабрь 2007) на конференцию AGU. Это все компьютерный народ, они так умеют все показать – на супер уровне!

Но вот оказалось, что и старики годятся. Конечно, в компьютерном смысле мы были на детском уровне. Нет, до детского уровня нам было далеко: меня наш внук Игнат учил компьютерным премудростям в его 11 лет. Но наш сейсмологический нюх и опыт – оказались нужны. И наша американская карьера не перестает меня удивлять. Многие русские, прекрасные специалисты, младше нас, приехав сюда, так и не смогли найти свое место. Конечно, живут - на пособие, но не иметь работы, которую ты знаешь, умеешь и хочешь, в годы, еще далекие от стариковских – это нелегко.

Нормальный американец уходит на пенсию в 62. Почему бы нет? Он заработал большой пенсионный фонд, не намного меньше зарплаты. Фонд вложен куда-то и проценты тикают, покрывая инфляцию. Впереди лет 20-25 свободы, гуляй-не-хочу. Хочешь поработать – пожалуйста. В родном университете – бесплатно, но к твоим услугам вся техника, помещение, стол-стул.

Наши американские друзья уходят на пенсию. Это славное племя babyboomers, дети конца войны, они лет на двадцать моложе нас. Ушел на пенсию Линн Сайкс, который с юношеским воодушевлением рассказывал нам в Гарме в 1971 г про новый прорыв в науке – плитовую тектонику. Ушел на пенсию Клаус Якоб, умница, человек широкого мышления, что для американцев не типично. Он европеец, живет в Америке лет 30, но не гражданин и не хочет. Ричадс, который добывал нам контракты, терпел наши российские привычки, переводил наши тексты на нормальный американский язык. Ушел на пенсию Фред Фишер, наш американский зять.

Упирается, не хочет идти в пенсионеры Питер Молнар, а ведь это он говорил мне в Гарме, в 1971, что науку делают только до сорока – а потом мозги ржавеют и их, стариков, которым уже за 40 - их надо переводить куда-нибудь в администраторы. Конечно, ему не было и тридцати тогда, и ему казалось, что до сорока еще целая вечность.

А мы приехали, когда нам было (уже? всего?) 66-67. Надо было начинать новую жизнь. И трудности оказались не от возраста – какие наши годы! – а от незнания языка и вообще того, как все здесь устроено. Получили постоянную ставку (одну на двоих, правда). Спасибо Полу Ричардсу, это он пробил. Ушли на пенсию в 78 (когда заработали нужный стаж, да и вправду устали).

Легко было сделать легкомысленный шаг, приехать, а потом выбросиьть обратный билет. Остаться - как с моста в воду. А вот потом суметь проработать здесь 12 лет, побывать на десятках конференций с докладами, и заработать в Ламонте репутацию человека, который «знает все» - это, я бы сказала, неожиданно для нас самих. Не знаю, чего здесь было больше – удачи, упорства, оптимизма, беззаботности, любопытства или просто привычки «пахать». Наверно, всего понемножку.

Правда, когда мы оказались в Америке, я как-то не догадывалась что нам уже много лет. Мне казалось – мы, как всегда. Я с удивлением прочитала в его письме:

"все равно через год - два надо кончать работать и стать полноценным пенсионером"

Думаю, это была его краткая реакция на очередной прокол с пропозалом или на очередную процедуру на сердце. Все таки жить и работать с таким как у него инфарктом очень даже не просто. Врачи его утешали: "У вас 25 % кровотока! С таким инфарктом это очень хорошо! Мы работали после этого высказывания еще десять лет. Да и на какую пенсию он бы ушел? Российскую мы и так получали, а американскую еще надо было заработать. А на пособие - $700 в месяц на двоих - в Америке жить нельзя, жилье стоит 1000 или больше. Да и незачем. Не будет работы – едем домой...

Была у Виталия еще мечта - получить американское гражданство. Не "вместо", а "кроме". Как бы застолбить детскую мечту "убежать в Америку". Чтобы без хлопот о визах поехать в любую страну. Ну, кроме Ирана какого-нибудь.


Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация