Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

Т.Раутиан: МОЯ ЛЮБИМАЯ ТЕТЯ СУСАННА

Первые мои воспоминания о тете Сусанне относятся к детским годам. В ожидании, когда её мужу дадут обещанную квартиру, она жила какое-то время у нас на Девятой Советской. В нашей столовой повесили большую холщовую занавеску, за которой она жила, а мы проходили на кухню, в ванную и уборную по образовавшемуся коридорчику. Я помню её нежное лицо, крупными кольцами кудри: не просто светлые, не "желтые", но какие-то светло-пепельные, шелковые, серебристые.
Помню её шоколадного цвета собаку, добермана Омегу, которая потрясла меня своей элегантностью. Я любила ходить с тетей Сусанной, когда она выгуливала Омегу и рассказывала про неё с любовью и пониманием.

Второе время моей дружбы с тетей Сусанной было в 1940 году, когда обе наши семьи снимали на лето дачу на полустаночке "75-й километр", к востоку от Ленинграда, за Назьей. Мне было 14 лет, ей 37. Тётя Сусанна увлекалась тогда гимнастикой "по Мюллеру" - это такая полувоенная размашистая гимнастика, - учила меня делать эти упражнения. Мы с ней "закалялись" - обливались после гимнастики и самомассажа - ледяной водой из колодца.
Она тогда училась на курсах рисования и много рисовала. Я приносила ей огромные лохматые охапки полевых цветов - она объясняла почему именно такие интересно рисовать,- а не сложенные плотно, цветок к цветку, букеты, какие обычно продавались на рынке или на вокзалах. Как-то раз я позировала ей. Это было очень интересное время, потому что мы с тетей Сусанной разговаривали. Она показывала мне свои учебные рисунки, портреты. В большинстве это были старики. Я спрашивала, почему она рисует стариков?
- Потому что на них нарисована их жизнь, их характер, а на молодых лицах рисовать еще нечего, кроме детской невинной красоты.. Эти слова запали мне в душу и я много думала об этом потом, встречая выразительные лица.
Сохранился ее карандашный портрет моей дочери Лены, которой было тогда лет 10.
Но надо сказать, чего-то не хватало в её портретах. Какой-то маленькой искорки, которая делает сходство ярким даже при скупом рисунке. Но один из ее карандашных набросков девочки - дочери Ниночки, (она сделала его на вокзале, в ожидании поезда) в профиль, потряс меня именно точным сходством. Это была легкая графика, всего несколько штрихов, какие-то части лица не были даже намечены - но я ВИДЕЛА их! Это было какое-то чудо! Не знаю, сохранился ли этот набросочек…

Думаю, что рисовать она начала слишком поздно. Учили её реалистической манере, с растушовкой. А неверие в свои возможности, вызванное разными событиями детства - она пишет о них в своих воспоминаниях - лишили её безусловный, но несколько робкий талант свободы и легкости.

Она была первый в моей жизни человек, который говорил со мной «по душам, как со взрослой». О своей жизни, о социальных проблемах, о колхозах, которые отняли у людей любовь к земле и всякое желание работать. Это тоже было потрясением - мне было 14 лет, мы воспитывались в газетном априорном восхищении социализмом, которого мы не знали. Она не была "антисоветчиком", верила, что все несуразицы происходят из-за местных деятелей, людей некультурных и необразованных. Что если бы Сталин знал…Что если бы был жив Ленин…

Третий период тесной дружбы с ней был уже после войны, когда я приезжала на несколько дней в Ленинград из Гарма. В один из таких приездов я обиделась на маму. Такие вспышки с длительным взаимным неприятием, типичны для вспыльчивого Демкинского семейства. Тетя Сусанна поссорилась с отцом в Уржуме. Млада в молодые годы тоже поссорилась с семейством и даже ушла жить к подруге.
Вот и я, обидевшись на резкое и несправедливое мамино слово, хлопнула дверью и ушла к тете Сусанне.
Повод со стороны выглядел незначительном. Он был, может быть, даже смешон. Но эмоционально был очень острым. Наверное, глупо было с моей стороны так взрываться. Уже давно не подросток, трое детей...

Я прожила у тети Сусанны несколько дней. Мы много разговаривали о её жизни во время войны, о разных людях - и о Лидии, моей маме. Она всегда - и тогда и позже - восхищалась умом, работоспособностью, тем что Лидия до конца дней своих работала. И очень жалела, что сестра не понимает её.

Они были просто совершенно разные люди.

Тетя Сусанна приезжала к нам в экспедицию.
В Талгаре, мечтая увидеть - и нарисовать! - красоту Тянь-шаньских гор, оставалась дома с трехлетним внуком Костей, который был очень привязан к ней и в незнакомых этих местах боялся выпустить её руку из своей. Только на несколько дней, перед самым возвращением, когда Костя был у родственников в Алма-Ате - она смогла осуществить свою мечту. Увидеть и нарисовать. Три дня отпущено ей было на это. Судьбой? Она сама не отпустила себе больше!

На местном самолетике - через два хребта - в Пржевальск. Оттуда на попутке - на знаменитый Джеты Огуз (семь быков) с потрясающей красоты горами, снежными вверху, заросшими елью отвесными скалами - внизу, с яркими рыжими, даже апельсиновыми холмами в предгорье, с серебряной речкой в ярко-зеленой долине.
Вернувшись, она - на следующий день! - едет, 60 км на автобусе по тряским горным дорогам - к знаменитому горному озеру Иссык (не путать с Иссык-кулем!), затерянному среди горных хребтов, поросших елью - внизу, покрытых круглый год снегом - вверху. Только художник может оценить чисто живописные трудности: сделать акварель горного озера в узкой долине, когда набегающие облака и небольшое движение солнца по небосклону совершенно меняет весь облик, свет, цвет…
В тот же день - обратно.

В последний свой приезд к нам в Гарм тетя Сусанна уже не уже могла пускаться в самостоятельные горные путешествия. Но рисовать горные красоты ей страшно хотелось.. У нас было много цветных фотографий (слайдов) в окрестностях Талгара. Были слайды, сделанные нашей близкой знакомой, сейсмологом Еленой Благовещенской в горах Таджикистана. Во время летних отпусков она водила по красивейшим местам туристов. И вот возник компромисс: тетя Сусанна сделала несколько акварелей с таких фотографий, вернее - с проекций слайдов на белую меловую стенку.

Нельзя не восхититься необыкновенным стремлением Сусанны учиться. Она училась "как все" в дорожном институте. Она училась на курсах по рисованию и черчению, чтобы получить право преподавать в школе. Во время войны она училась на курсах трактористов-комбайнеров - а потом преподавала на них же. Она, уже в "пред-пенсионном возрасте", почти окончила математический (!) факультет, чтобы получить право преподавать математику в старших классах. Выйдя на пенсию - стала учиться живописи, кройке и шитью. Помню, она приезжала на 9-ую Советскую, чтобы перетянуть зеленый диван из кабинетного гарнитура дедушки Николая Андерсовича. Теперь этот исторический диван - ему больше ста лет - стоит у нас в Москве. Его уже опять пора перетягивать, но нам не хватает тети-Сусанниной смелости и умения делать всё.

Она - человек самоотверженный в прямом и глубоком смысле этого слова. Самоотверженность её - бессознательная, какая-то автоматическая. Если бы кто-то сказал бы ей, что она - самоотверженный человек - она бы страшно удивилась. Она ушла на пенсию в трудоспособном и активном возрасте - надо было помочь Нине растить сыновей. Потом работала гардеробщицей. Я спросила её: почему она выбрала такую работу.
- Видишь ли, с одной стороны у меня есть свободное время, когда никто не приходит - и я могу читать. А потом, эта работа - всегда - движение. Встаешь, поднимаешь пальто - руки вверх, это очень важно.
Она была основным столяром и плотником, многие годы достраивая, ремонтируя и перестраивая дачу, которую они с Михаилом Осиповичем когда-то купили. ....он Её разобрали, перевезли в Рощино, собрали, и потом без конца пристраивали и перестраивали по мере роста семейства. Мне кажется. этот дом так никогда и не стал "готов".
Она тянула домашний труд всей семьи, уже взрослых и немолодых детей, больших, а потом и взрослых, еще неженатых, внуков, до глубокой старости. Около 70 лет, со сломанной рукой в гипсе ходила в магазин за картошкой. Это было её естественным поведением.
- Ну а как же иначе? Ведь скоро мальчики придут (из школы? института?) и спросят:
- Ба, дай поесть!

<< С.И.Демкина: ХЛЕБНЫЕ МЕСТАС друзьями детства>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация