Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

БРАТЬЯ

Все пятеро мальчиков Демкиных учились в этой Ларинской гимназии. Были они "приходящими". Жили на той же улице, но не у Большого проспекта, а у Малого. Пять минут ходу.

Дмитрий..... 1863.05.11 - 1925.01.25;
Александр..1865.03.10 - 1871.04.04 (умер от болезни);
Михаил...... 1867.10.01 - 1932(?);
Иван.......... 1869.06.07 - 1943.06.23;
Петр.......... 1871.01.08 - 1932.01.08;
Николай.....1879.03.07 - 1954.

Средние сыновья были обычные мальчики. Все учились в одной и той же Ларинской гимназии. Не переутомлялись, поступили в Университет, окончили его и честно пахали каждый в своей должности: Михаил - преподаватель. Иван - судья и присяжный поверенный. Петр - акцизный чиновник.

А самый старший, Дмитрий, и самый младший, Николай, хотели чего-то необычного. Дмитрий хотел сделать карьеру - и сделал ее. Николай хотел быть моряком - и стал капитаном дальнего плавания. Разница в возрасте 16 лет. Они могли быть просто не знакомы. Когда Николай пошел в гимназию, Дмитрию уже было 26 лет,


ЛАРИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ
До 1836 года в столице было три гимназии. Министр Просвещения Сергей Сем.Уваров обратил внимание, что трёх гимназий было для столицы недостаточно и решил учредить четвёртую. Это и была Ларинская гимназия. Она основана в 1835 г на счет капитала, пожертвованного купцом Лариным, по которому и получила название.

Торжественное открытие состоялось 15 августа 1836 года. Для гимназии был выделен университетский дом по 6-й линии Васильевского острова (№ 15) и куплен расположенный с южной стороны соседний дом полковника Тишининова для размещения директора и служителей гимназии. На 5-й линии был куплен деревянный дом (№ 26) с каменным флигелем во дворе — для гувернёров и канцелярских чиновников гимназии. Главный дом на 6-й линии был перестроен по проекту А. Ф. Щедрина: лицевой корпус был надстроен третьим этажом, помещения перепланированы; старый деревянный дворовый восточный корпус был снесён, на его месте построен новый двухэтажный каменный — таким образом образовалась замкнутая дворовая территория.

Первоначально было открыто три низших класса; число принятых по результатам испытаний учеников составило 102 человека. В Ларинской гимназии помимо предметов, предусмотренных уставом классических гимназий, был введён особый курс по торговле и промышленности «для приготовления купеческих детей к коммерческим занятиям», центром которых считался Васильевский остро

Как известно Питерским жителям, находится Ларинская гимназия на Васильевском острову по 6-й линии, близ Большого проспекта и Андреевского собора. Братья Демкины, все пятеро, в ней обучались.
Эта гимназия назначена преимущественно для воспитания детей жителей Васильевского острова. В нее принимаются дети дворян, священнослужителей, купцов и, (как приходящие воспитанники) - дети мещан.

В справочнике: Греч "СПб в кармане", 1851, приведены условия, общие для всех гимназий, которых в это время в СПб было уже пять.

Вообще в гимназии содержатся пансионеры (т.е.воспитанники, которые там и питаются, и остаются на ночь в гимназии всю неделю); полупансионеры (пользующиеся, кроме учения, обеденным столом) и приходящие ученики. Прием воспитанников производится в начале учебного года в августе, но просьбы подаются в июле (на простой, а не на гербовой бумаге); в иное время принимаются воспитанники только по уважительным причинам, если есть вакансии.
Условия в Ларинской гимназии этот справочник описывает отдельно.

. Директор: ст.сов. Адам Андреевич Фишер (жительство имеет насупротив гимназии, в 7 линии в доме Герасимова.) Сверх документов указанных выше (метрическое свидетельство о рождении и крещении, медцинское свидетельство о здоровом телосложении и привитии оспы) От детей купцов и мещан требуются свидетельства об увольнении от сообществ. Плата назначена: за приходящего ученика 30 р. серебром, для пансионера 228 р. 57 к. сереб. в год и 43 р, на первое обзаведение.
А.А.Фишер - Профессор Главного Педагогического Института и С.-Петербургского Университета

В этой гимназии учились пятеро братьев Демкиных. Им пансион не по карману, да и не нужен, они живут рядом, у Малого проспекта, пять минут ходу.

Средние сыновья были обычные мальчики. Учились, не переутомляясь, поступили в Университет, окончили и честно пахали каждый в своей должности: Михаил - преподаватель. Иван, мой дедушка - судья и присяжный поверенный. Петр - акцизный чиновник.
.
А самый старший, Дмитрий и самый младший, Николай, хотели чего-то необычного.

ДМИТРИЙ ИОАННОВИЧ. В биографии его кроется тайна неразгаданная. Он учился в гимназии почему-то 12 лет вместо восьми. Почему? Узнать нам не удалось. Учился лучше братьев, в аттесттате посверкивают пятерки. По окончании университета ему предлагали остаться в Университете, для подготовки к профессорскому званию. Отказался. У него были другие планы. Он хотел сделать карьеру. Был мировым судьей в Петербурге, потом стал гласным столичной Думы, бессменным товарищем четырех, сменявших друг друга, городских голов. И не когда нибудь, а в трудные годы: 1904-1917.

Братья-сестры в его круг общения не входили.
Похоже, что некоторые родственники, ("средний класс"), даже прониклись к нему чем то вроде классовой ненависти: "отщепенец! аферист! миллионер!".

МИХАИЛ ИОАННОВИЧ
Конечно, звали его Ивановичем. Но мы используем это "ИОАННОВИЧ", чтоб отличить его от Михаила Ивановича 2-го, внука Ио.Ио.
Про Михаила Ивановича 1-го мы знаем только из архивных документов. Семейных легенд очень мало.

ДАТЫ ЖИЗНИ
1867 1 окт ____родился
1887__________окончил гимназию
1891 5 апр_____окончил Университет
1891 нояб 1____просит принять на работу в Лесной ин-т. Не получилось:
1891 нояб 11___зачислен в армию рядовым
1892 5 мая_____окончил курс полковой учебной команды
1892 22 мая ___мл. унтер офицер
1892 8 авг_____прапорщик запаса армейской пехоты
1892 4 окт_____уволен в запас
1893-1895_____Не упомянут в Весь СПб (?? - нет данных)
1896-1917_____Инспектор народных училищ

Молодые годы
Михаил Иванович Родился 1 октября 1867. Крестной мамой его была тетка, Серафима Ивановна, сестра отца, Иоанна Иоанновича. Михаил на четыре с половиной года младше Дмитрия. Между ними был еще брат Александр, который умер шести лет от воспаления легких.
Как и все братья Демкины, Михаил учился в Ларинской гимназии. По окончании получил Аттестат. Пятерки по логике и закону божьему, по русскому и греческому - тройка, по остальным - четверки. Судя по отметкам, он скорее "физик", чем "лирик". Заметим, по логике - пятерка. Для будущего учителя это важно.

В 1887 году Михаил поступил в СПб Университет на "естественное отделение физико-математического факультета". В те времена Университетская биология еще не кристаллизовалась в самостоятельную науку.
При поступлении, 14 августа 1887, он подписал ОБЯЗАТЕЛЬСТВО не принадлежать ни к какому тайному обществу. Требование естественное. В это время швейцарские университеты стали гнездом русского терроризма и питерский Университет должен быть осторожен.
Обучение в университете стоило 25 р в семестр. Студенты слушали лекции, проходили практические занятия, но испытаний никаких не сдавали. Они ведь сами, да еще и за свои деньги хотели получить образование. А если деньги заплатили но валяли дурака и образования не получили - что ж, это ваше дело. Вот начнете служить, там и будет вам испытание. Неуч на своем месте не удержится.
Но если студент не может платить за обучение а, напротив, хочет стипендию - тогда совсем другое дело. Тогда сдавай экзамены.
Отучившись год, Михаил попросил стипендию на 1888-89 учебный год. В Архиве сохранилось его просьба допустить к экзаменам. Он сообщает при этом, что документ о недостаточном состоянии (доходах отца) находится в канцелярии, в деле Дмитрия, который тоже подавал на стипендию. Ответа на эту просьбу мы не нашли.

Университет не спускал глаз со студентов, своих подопечных. В гимназические времена за них отвечал и их опекал отец. Студенты хотя и взрослые, но еще не самостоятельные люди. Теперь отвечает за них Университет. Не забудем, что еще не так давно наши героические русские террористы убили царя-освободителя.
Как и все студенты, Михаил каждый семестр получал Свидетельство на свободное проживание в СПб; Билет для входа в СПб университет. Летом (на каникулах) ездил в Молочу(?) Ярославской губернии (в отпуск? или это была практика?) и получал для этого соответствующий Билет, где был указан срок возвращения, такого-то числа. Билеты на проживание и для входа в университет обновлялись каждый семестр по мере оплаты за слушание лекций.

Наконец, университет окончен.

Михаил решил работать в Лесном институте. Мы знаем об этом по конфиденциальной просьбе директора лесного ин-та, которую тот направил ректору Университета. С просьбой дать сведения о нравственных качествах Мих.Ив. Демкина, окончившего курс СПб университета: нет ли препятствий к принятию в лесной ин-т? СПб университет отвечает 1-го ноября 1891, что Демкин М.И. ни в чем предосудительном не замечен.

Служба в армии
Работать в Лесном Михаилу не пришлось. Окончил Университет - окончилась отсрочка от призыва. Он отслужил в армии примерно год и вышел в 1892 в чине прапорщика.

С 1892 до 1895 года Весь СПб Михаила Ивановича не упоминает. Не исключено, что за эти годы Михаил учился в Педагогическом, как пишет Лидия Ивановна. Но документальных подтверждений у нас пока нет.
Весь СПб упоминает его с 1900 года, в Павловске, в Ольгинском детском приюте. Потом - Спб, живет в разных местах: Звенигородская, 8; Разночинная, 15; ВО 9-я линия 56.

В 1892 умерла мать, но в доме Иоанна Иоанновича, еще есть "женский глаз". младшие дочери еще не замужем. Елизавете было 14, Пелагее - 12. Потом и они уходят, Елизавета - в 1903 или 1904, Пелагея а 1905 или 1906.

Старик остался один в доме. И тогда Михаил Иванович перебирается к отцу со всем своим семейством. И только В 1916, после смерти отца он покидает этот дом. Отцовская квартира принадлежит церкви. Ее должен занять новый священник. Им стал Михаил Иванович Поспелов, муж Анны Иоанновны.

Заметим, что в 1912-1913 годахсправочник Весь СПБ числит Михаила Ивановича дворянином. По документам Дмитрия Ивановича нетрудно заметить, что надо было приложить длительные усилия, чтобы право превратилось в факт. Михаил Иванович, видимо, не поленился. Он же не знал, что произойдет в 1917.

Лидия Ивановна о Михаиле Ио.:
Михаил был прямой противоположностью своему старшему брату. Он путь себе в жизни избрал другой. Когда я его знала, в 20-30 годы, он был педагогом и инспектором народных училищ. Он был, как теперь говорят, большим общественником. Еще до революции он организовал в Красном Селе группу самодеятельности и был в ней постоянным режиссером и актером. Я как-то ездила к нему в Красное Село и смотрела их выступление.
Его жена, Елена Александровна Иванова, была сестрой милосердия в военном госпитале. Потом, когда появились дети, а их было семеро, она оставила работу.
Елена Александровна была исключительная женщина - спокойная, выдержанная, добрая. И дети у нее такие же спокойные. Я всегда с чувством глубокой благодарности вспоминаю эту исключительно добрую женщину, Мне она очень помогла в то трудное время - в мои студенческие годы, когда я приехала в Петроград учиться, а все наши жили еще в Уржуме. Тогда я у нее остановилась. Она прожила больше всех членов второго поколения петербургских Демкиных и умерла в 1968 году, в 87 лет.

У Михаила Иоанновича Демкина был один сын Никита и шестеро дочерей. Никита умер в юности, остались девочки. Через них мы породнились с Авровыми, Бажулиными, Венелайненами, Волопятскими, Гербутами, Гулыми, Малаховичами, Щитинскими.

НИКОЛАЙ (фото справа) - на 16 лет младше Дмитрия. Это другое поколение. Со старшим братом был, можно сказать, не знаком. В гимназии не доучился. Гимназия ему казалась скучна, формальна. Надоела. Он хотел быть моряком. Будучи в седьмом классе, сбежал из дому, уехал в Одессу, плавал юнгой, матросом, потом окончил морское училище и, пройдя все ступени корабельных должностей, стал капитаном дальнего плавания. И получил полный букет событий этой эпохи. Случайно не погиб в 1905 под Цусимой. В 1914 его корабль подбила немецкая подлодка, но он не затонул. Был в плену до 1918. Отсидел год в советской тюрьме и приговорен был к расстрелу. Но выпустили. В 1931 году еще выпускали.

ПЕТР ИОАННОВИЧ
О нем мы знаем меньше всех.
Вот что - от Сусанны Ивановны:

Шла война, а потом революции Февральская и Октябрьская. Финны стали теснить русские войска и дошли до Белоострова. Наша дача была у самого шоссе и от железной дороги тоже близко. И мама решила переправить нас - меня и Михаил-Ивана в Петербург, а Катя, Вера и Антонида остались с мамой в Келомяках. В Белоострове по одну сторону моста через реку Сестру стояли финские солдаты, по другую - русские. Нас пропустили и мы приехали в Петербург. Папа решил отправить нас троих к брату Петру Ивановичу в Гатчину. Видимо, уже договорился с ним.
У Петра Ивановича была в Гатчине квартира, и в Салези - домик с пристройками для скота. Петр Иванович решил поселить нас троих в Салези, чтобы мы вели там его хозяйство. Там были две козы стельные и лошадь. Мы должны были посадить на участке картошку и ухаживать за козами и лошадью. Из Гатчины мы с Петром Ивановичем поехали на его лошади в Салези.
Для лошади и коз было сено и жмыхи. Обедать мы ездили каждый день на лошади с телегой в Гатчину к дяде Пете. Обед состоял из жидкого супа и каких-то суррогатных лепешек. На третье был чай с маленьким кусочком сахара в прикуску.
Утром и вечером есть было нечего. Так как козы были стельные, молока мы не видели. Мы грызли козий корм - жмыхи.

А вот что-то из детских воспоминаний Тани Глебовны:

Козье молоко Это был уже 1930 год. Папина сестра Зиночка умерла в 1920 г, потому что болела туберкулезом. Мамина сестра Катя умерла в 1919, потому что болела туберкулезом. Папа и мама боялись - а вдруг мы тоже заболеем туберкулезом. Оказывается есть хорошее лекарство: козье молоко. А у дедушки Пети были козы. И дедушка Петя, когда приезжал в Ленинград из Гатчины и привозил нам козье молоко. Я помню, что он приезжал. Но видела только его спину, когда он переливал это молоко в нашу кастрюльку. И уходил по своим делам.

Озеро и собака-водолаз Однажды мы поехали в гости к дедушке Пете. И я увидела этих лекарственных коз. Они были безрогие. Вместо рогов у них были "сережки", которые болтались у них под мордой. А еще была у дедушки Пети собака. Большая, но не очень. Черная и лохматая. Один глаз у нее был белый и ничего не видел. Потому что кот цапнул когтем ему прямо в глаз. А когда все пошли купаться к большому круглому озеру, то собаку с собой не взяли. И даже привязали. Потому что собака никому не позволяла лезть в воду. Сразу прыгала туда и "спасала": хватала зубами и тащила к берегу. Это была собака-водолаз. Такая специальная собака для спасения утопающих.

Что я помню про дедушку Петю? Что я его на самом деле ни разу не видела. Только его спину. Потому что мне было тогда 4 или 5 лет. А когда мне было 6, то он уже умер.

<< от Тани ГлебовныИзготовляем дефицит>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация