Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

Евгения Таратута вспоминает Веру Смирнову


Таратута Е.А. Ключ счастья // Евгения Таратута. Драгоценные автографы. – М.: Сов. писатель, 1986. – С. 50-55.


Ключ счастья

В конце двадцатых годов в маленьком переулке неподалеку от Елоховской площади (ныне площадь Баумана), среди небольших домиков старой Москвы возник удивительный театр для детей. Назывался он Театр рабочих ребят, а переулок, на котором он находился, назывался Токмаков переулок. И перва пьеса, поставленная в театре, называлась "Токмаков переулок". Ребята из окрестных школ ходили на этот спектакль по два-три раза. На сцене они видели себя, своих родителей, своих соседей.

Я тогда жила неподалеку и тоже несколько раз была на этом спектакле. Автором пьесы была Вера Смирнова. Я видела ее книги в детской библиотеке им. Усиевича.

Это были попытки создания новых советских сказок; "МАНОИ" - так называлась одна из книжек. Это обозначало: "Мастерская новых игрушек". В том же 1930 году вышла ее книга "Чудесные превращения одного стула", потом - "Два сердца", "Рассказы об игрушках".

Уже не помню, где мы познакомились, Вера Васильевна пригласила меня к себе. Мы горячо обсуждали проблемы современной литературы. В кроватке сидела больная дочка Веры Васильевны Иришка. У девочки было серьезное умненькое личико. Иришка была безнадежно больна. Каждый раз, когда я навещала Веру Васильевну, я заставала Иришку в постели.

А потом была на похоронах девочки...

С той поры у меня сохранилось несколько книжечек Веры Смирновой.

В следующие годы мы встречались в редакции журнала "Детская литература", на разных конференциях по детской литературе. Так же как и для меня, для нее проблемы литературы доя детей были важнейшими.

Суждения Веры Васильевны всегда были очень продуманными, очень основательными, иногда, правда, несколько суховатыми, но непременно доказательными.

Как-то я узнала, что Вера Васильевна вышла замуж. Она познакомила меня с мужем. Оказалось, что я давно его знала. Это был давний деятель детской литературы Иван Игнатьевич Халтурин, Ваня Халтурин. Он работал сначала в Ленинграде, редактировал детские книги, журналы для детей, а потом переехал в Москву. Я встречала его еще будущей школьницей, на всевозможных совещаниях, которые созывал Институт методов внешкольной работы.

Иван Игнатьевич был добрейшей души человек. Бескорыстие и скромность. Он умел и понимал многое, но писал мало.

Когда он работал в издательстве "Молодая гвардия", году в 1930-1931-м, он предпринял там издание серии революционных мемуаров. Под его редакцией вышли воспоминания В. Берви-Флеровского, Сергея Синегуба, сокращенное издание "Записок революционера" Петра Кропоткина. Это были превосходные книги.

Как-то Иван Игнатьевич рассказывал мне, что он сам родом из села Вятской губернии, из того самого села, где родился известный русский революционер Степан Халтурин.

В 1939 году Вера Васильевна подарила мне свою книгу, только что выпущенную Детиздатом, - "Товарищ Серго" - биографическая повесть об Орджоникидзе. Среди множества биографических книг о большевиках-революционерах книга Веры Смирновой выделяется своими достоинствами - прекрасным языком, яркой картиной эпохи, воссозданием точного облика описываемого героя, глубиной характера.

Книга была прекрасно издана - в прочном переплете, с хорошими фотографиями, на плотной бумаге. Она сохранилась у меня, только без надписи Веры Васильевны.

Вера Васильевна к той поре уже жила в хорошей отдельной квартире в писательском доме в Лаврушинском переулке.

У них родился сын Володя. Оба они продолжали работать в детской литературе.

Вскоре после конца войны мы все прочитали превосходную статью Веры Смирновой "Ключ счастья" о Константине Симонове.

Вера Васильевна не скрывала, что она решила отойти от детской литературы, что литература для взрослых стала теперь гораздо интереснее и гораздо больше привлекает ее внимание, чем детская...

И действительно - некоторое время Вера Смирнова выступала как критик только по вопросам "взрослой" литературы.

Но, конечно, покинуть детскую литературу насовсем она не могла - и внимания ее хватало на ту и на другую.

В 1954 году Вера Васильевна подарила мне свою книгу, вышедшую еще в 1953-м, "Герои Эллады". В нее входили два мифологических цикла - о Геракле и о походе аргонавтов за золотым руном.

Ух, с каким восторгом была встречена эта книга и ребятами и педагогами! Так давно наши читатели ничего не получали о мифах. Только одна книга Льва Успенского...

Вера Васильевна рассказала мне, как создавалась эта книга. Во время войны, в эвакуации, когда ее сын Володя тяжело заболел и лежал в больнице, он все просил почитать ему что-нибудь, а книг не было. Тогда Вера Васильевна стала вспоминать мифы, вечерами вспоминала и записывала, а на следующий день рассказывала сыну и мальчикам из его палаты.

"Пожалуй, можно назвать тринадцатым подвигом Геракла то, что рассказы о нем помогли выздоравливать Володе и его товарищам!" - говорила Вера Васильевна. А потом эти рассказы она издала книгой...

И Вера Васильевна и Иван Игнатьевич очень интересовались моей работой по разысканиям вокруг Войнич и исследованиями ее творчества.

Их сын рос красивым умным мальчиком. Стал студентом. Круг интересов Володи был широк, суждения разносторонни...

Трагическая судьба преследовала Веру Васильевну: Володя утонул, купаясь в реке Лиелупе под Ригой. Она рассказывала мне, что в то утро какое-то предчувствие томило ее и она просила сына не ходить на реку, но он пошел и не вернулся...

Фотографии юноши с ясной улыбкой и сосредоточенным взглядом были развешаны по стенам ее комнаты. Она готова была рассказывать о нем часами. Потом скончался после долгой тяжелой болезни Иван Игнатьевич.

Мужественная Вера Васильевна работала без устали: писала, переводила.

Несколько яблонь на маленьком участке возле ее дачи в Переделкине обильно плодоносили. Осенью она всегда звала к себе: "Женя, приезжайте, забирайте яблоки, - ветки обламываются. Груды яблок лежат на земле!" Раздавала всем друзьям...

Глаза ее всегда пристально останавливались на детях, особенно на мальчиках...

Летом 1973 года я с дочерью и внуком встретилась с Верой Васильевной в Коктебеле. Она буквально не сводила глаз с моего внука, ходила за ним, покупала ему игрушки. Просила меня подарить ей мою книгу о Степняке-Кравчинском, недавно выпущенную Гослитиздатом.

В ответ на посланную книгу написала мне:

«26.IX

Дорогая Евгения Александровна!

Большое-пребольшое спасибо за книгу. На нее сразу набросились гостившие у меня сестры. А я только сейчас ее открыла и буду читать с интересом и большим уважением к Вашему исследовательскому дару.

Я вернулась из Коктебеля совсем больная - и врач не обнадеживает скорым выздоровлением. Не следовало мне туда ездить.

Единственным "светлым пятном" в моем там пребывании была встреча с Вами (к сожалению, не очень продолжительная) и Ваш очаровательный внук Сашенька. Давно уже я так не радовалась на ребят, как на него! Он так полон был жизни, радости, энергии, что, глядя на него, хотелось тоже жить и радоваться!
Я так рада Вашему успеху с книгой.

Хотелось бы о ней написать. Буду читать ее. Считаю ее подарком к моему 75-летнему дню рождения.

Спасибо!

Когда прочту, позвоню или напишу. Сейчас мне не велят говорить много.

Еще раз спасибо!

Желаю Вашему милому семейству счастья!

Ваша В. Смирнова».


Я знала, что Вера Васильевна тяжело болела. Агния Барто, которая жила в одном подъезде с Верой Васильевной, рассказывала мне о ней и передавала от нее приветы.

К Новому, 1974 году я получила письмо от Веры Васильевны:

«Милая Евгения Александровна!

С Новым годом, с новым счастьем, как говорили в старину!

Желаю Вам исполнения Ваших желаний - здоровья, счастья в семье, новых работ.

Я, конечно, свинья, что давно не писала Вам. Ведь я книжку Вашу прочла сразу - в первые же три дня (Агния Львовна знает об этом - я ей говорила тогда же), но написать не собралась, так как все время болею и голова стала плохая.

А книжка мне очень понравилась, во-первых, своей точностью, достоверностью и, во-вторых, своеобразным приемом говорить "от себя".

Это делает книгу такой живой, как будто Вы действительно сами всех видели и знали.

Очень это большой и благодарный труд. Вы - молодец, Я Вас очень уважаю и люблю.

И дочка Ваша мне нравится.

А уж Сашенька! - к нему я полна нежности особой.

Обнимаю Вас.

Ваша Вера Смирнова».
.

Она все болела. Иногда мы переговаривались по телефону.

Летом я получила от нее большую толстую книгу - "Из разных лет. Статьи и воспоминания", - изданную "Советским писателем" в 1974 году.

На ней Вера Васильевна слабым почерком, дрожащими буквами написала:

"Дорогой Евгении Александровне Таратута в ответ на ее книгу о Степняке - с уважением и нежностью. Автор. 4 июня 1974".

В этой книге был итог долгого и деятельного служения советской литературе...

В непрерывной работе находила она свой "ключ счастья"!


***



<< АННОТАЦИИ двух книг Л.В. МАЛАХОВСКОГОВ ВИХРЕ КОМСОМОЛИИ >>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация