Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

1941-1943. Блокадные письма Маленковых

Надежда Ивановна ур.Раутиан и 9-летняя Ирочка пишут из блокадного Ленинграда Николаю Дмитриевичу Маленкову в Молотовскую обл.

Отправлено 23 октября 1941
Получено 5 ноября 1941

Открытка от Надежды Ивановны

Милый, дорогой мой друг! Спешу сообщить тебе о том, что мы живы и здоровы; что-то от тебя давно не получаем писем, последнее было от 1.10.41 г. Как-то ты там живёшь, всё моё сердце рвётся к тебе, мой Колечка любимый.
В комнате у меня холодно и неуютно стало. Я сейчас в ней совсем не нахожусь. Зимние рамы вынуты от окон дует. Мы сейчас топим комнату у В.Ив., в которой все и сидим, а я с Ирочкой даже последние дни спим там, а то спали в коридоре на сундуке, а то спускались и вниз в бомбоубежище, эти последние дни у нас пока что тихо. Ночных тревог и налётов не было и мы могли спать спокойно. (Мы стараемся быть бодрыми и даже во время налётов.) Несколько раз наблюдали из окна зарево пожара, а напротив нас на Фонтанке вспыхнувшее от зажигательных бомб здание, но с зажигательными бомбами справляются очень быстро, их тушат моментально. На нашем доме за это время тоже были 42 зажигательные бомбы, но они были быстро ликвидированы, не причинили никакого вреда. С питанием сейчас становится очень туговато, начинаешь даже мечтать о еде. В бомбоубежище для детей создали кружок. Ирочка стала туда ходить понемножечку заниматься. Бедная моя крошечка, ей так хочется ходить в школу, о которой в данное время не может быть и речи. Целую тебя, любимый много много раз. Ирочка тоже целует. Остальные кланяются.
Твоя Надя
На обороте: Пишу тебе на такой открытке ввиду того, что в продаже нет открыток. Получил ли ты мою открытку от 11.10. 41г.


Отправлено 8 ноября 1941
Письмо от Иры
Здравствуй дорогой папулечка. Бабуля получила твоё письмо от 2 ноября. Я сейчас в школу не хожу, но зато учусь в газоубежище Газоубежище находится в соседнем доме, хотя оно отапливается, но всё же без пальто сидеть нельзя, и мы пишем в пальто. Нам задают уроки, и я получаю хорошо и отлично. Учит нас другая учитель-ница. Учимся с 10 часов до 12,5, а ходим через день. Спим мы у тёти Ляли в комнате, в ней мы топим и все сидим, т.к. в нашей комнате очень холодно. Мамуля мне купила очень интересную книгу «Марийкино детство», и я её читаю вслух, а все слушают. Бабуля готовит обед на буржуйке, т.к. керосина сейчас не достать. Мамуля со своей работы приносит для печурки маленькие дровишки, отходы от производства. И один раз она с бабулей привезла на саночках два мешка дровишек. У нас уже зима, мороз 13 градусов, я катаюсь на лыжах и на санках. Бабуля кланяется и крепко целует тебя, а также и мамуля. Крепко любящая тебя твоя Ира. (Проверено военной цензурой 61)

Отправлено 31 дек 1941
Письмо от Надежды Ивановны
С Новым годом мой друг! С новыми победами нашей Красной Армии над проклятым врагом. Ты знаешь я сейчас каждое утро с жадностью ловлю сообщения нашего Информбюро и последние сообщения приносят большое утешение. Появилась большая надежда на то, что скоро от нашего города отгонят врагов, очистят и восстановят северную дорогу и подвезут продукты питания. Если же не подвезут и не увеличат норму пайка я и не знаю как мы переживём это время, т.к. дома у нас ничего нет и приходится садиться на этот ничтожный паёк, который в добавок ещё очень трудно выкупить. Бедная Е.И. частенько стоит в очереди с 5 часов утра, но ничего не достаёт. Крупы уже давно не выдавали. Моё последнее письмо к тебе было от 29.11. Я так давно не писала ввиду того, что мне совершенно негде было писать. Время сейчас тёмное, электроэнергии ни дома, ни на службе нет, да вдобавок на службе паровым отоплением перестали отапливать помещение. И от этого t снизилась до 3,5 градусов мороза, чернила в чернильнице замёрзли. Сейчас же в бухгалтерии поставили круглую печурку, т. что в данный момент тепло. В квартире у нас дело обстоит так. Ник<олай> Н<иколаевич>. с В<алерией>.Ив<ановной, ур.Эльтековой>. снова переехали в свою комнату, а мы же перебрались в свою. В комнате я сделала маленькую перестановку. Все кровати поставила по стенкам, стол поставила посередине комнаты для того чтобы всем удобно было сидеть. Шура сейчас спит на твоей кровати, т.к. в её комнате очень холодно, а у меня теплее. Когда протопится печь t 11 гр, кроме печи топится ещё маленькая печурка, но тепла даёт очень мало. На этих днях арт. снаряд попал в набережную и от сотрясения у нас у всех, кроме конечно комнаты Н.Н. вылетели верхние стёкла. В жакте для этого случая имелся твёрдый картон, которым мы заколотили окна, а Н.Н. окна у меня отеплил, так что сейчас не дует. Дома ни света, ни воды, да вдобавок ещё плохое питание т.ч. живём сейчас жизнью осенних мух. На службу и со службы хожу пешком, т.к. из-за электроэнергии трамваи многие не ходят. Мой маршрут – иду по Фонтанке через Троицкий рынок, пересекаю пр. Кр. Командиров, по 1 – ой Красноармейской на Международный, по Международному до клуба Капранова, а от клуба ещё в сторону на мин 10 ходьбы. Счастье моё, что имею валенки и тёплый платок. Морозы у нас стоят сильные 25 град. и выше. Воз душных тревог в декабре м-це было, кажется 2-3 налёта, но обстреливают довольно частенько. К Оле я давно не ходила, и как они живут, справлялась у Андрюши по телефону, сейчас же Андрюша болен, думаю пойти к ним 1.1.42 г.
Андрюша сообщил мне по телефону, что умер дядя Володя Касторский. Вот видишь милый мой какая радостная наша жизнь, но будем иметь надежду, что это будет не долго продолжаться. Оля и С<ергей> К<уприянович Мартынов> не прочь были бы куда-нибудь уехать. Ну, пока кончаю своё грустное послание. Целую тебя мой любимый много раз. Береги себя и пиши как ты живёшь. Твоя Надя. Твоё письмо от 4.12. получила. (Проверено цензурой 408)


Отправлено 26 февр 1942 г.
Письмо от Надежды Ивановны
Родной мой сегодня 26.02.42 г. После долгого перерыва Ирочка получила от тебя письмо от 24.12.41 г. Я же твоё последнее письмо получила 8.1. от 24.11. Не получая от тебя так долго писем, я страшно о тебе беспокоилась, меня очень беспокоил вопрос с питанием, т.к. у нас этот вопрос стоит очень остро. О если бы ты знал какое тяжёлое время переживают ленинградцы, но сейчас есть надежда, что самое страшное и трудное осталось позади, т.к. дела у нас на фронте очень улучшились, о поскорей бы совсем отогнали этих проклятых фашистов и Ленинград бы вздохнул полной грудью. Вот уже третий зимний, страшный месяц приходит и мы остались живы, но стали как скелеты ослабли и истощились наши организмы, т.ч. сейчас нам всё время хочется есть, но есть особенно конечно нечего, но у меня есть большая надежда, что вопрос с питанием в ближайшее время улучшится, т.к. в Ленинград стали привозить продукты. В феврале м-це мы уже получили: крупы на служащих 1500, дети 1200, иждивенцы 1000, мяса служащие 750, дети 475, иждивенцы 475. Масло всем по 100 гр. Сахарного песку служащим и детям по 500 гр, иждивенцам 400 гр, получили также сухой кар-тошки по 150 гр, клюквы по 150 гр, какао по 25гр, а дети шоколад 25 гр. Хлеба нам прибавили, так что мы сейчас получаем служащие 400 гр., дети и иждивенцы 300 гр. (качество улучшилось). Колечка, какое всё таки страшное чувство голода, я всё таки не думала, что мы будем так голодать и не могу себе простить, что не сделала никакого маленького запаса, а до войны, как много было овсянки и разных круп. Мы сейчас варили бы похлёбку и не тужили так, как за эти зимние месяцы воздушных налётов не было, от холода мы особенно не страдали, т.к. поместились в комнате у А.Михайловны и её отапливаем, в ней тепло, дровишки я всё время доставала со своей службы, которые перевозят на Ирочкиных санках. Наш обед, состоящий из одной полужидкой похлёбки, Е.И. (Ек<атерина>. Ив<ановна ур.Эльтекова>) варит в той же самой печке. Ленинград за эти зимние месяцы имеет мёртвый вид. Трамваи не ходят, ни электричества, ни воды. Парикмахерские и бани не работают, но сейчас постепенно некоторые бани открылись и частично парикмахерск.ие заработали. Временно у нас в квартире прописана Хельма, она очень помогает в смысле носки воды и выливания помойных вёдер, т.к. уборные сейчас не действуют и выносить лучше во двор в люк. Наш двор в этом отношении является образцовым, т.к. все выливали навоз в люк, но в других дворах люди настолько не культурны, что выливали навоз куда попало, счастье что у нас всё это время стояли сильные морозы, а то бы вся эта гадость растекалась бы, но к весне я думаю это заставят убрать.
Вообще мой милый я очень рада, что тебя здесь нет и ты там сыт и здоров, а это для меня сейчас является большой моральной поддержкой знать, что ты моя любовь, моё счастье, моя жизнь здоров и жив, вселяет в мою душу бодрость и желание бороться с судьбой и не падать духом, а то слабая плоть и слабый дух ведёт к гибели. А я имею большую надежду ещё пожить с тобой хорошей жизнью. Оля и С<ергей> К<уприянович> распродают все вещи и хотят уехать из Ленинграда. Тося с детьми тоже наверное поедет с ними, но им конечно может быть и лучше уехать, а то их домашняя обстановка стала до невозможности тяжела. С<ергей> К<уприянович> стал пухнуть, Оля тоже, вид ужасный; у меня хотя тоже распухает лицо, но всё таки не так. Затем Колечка сообщу тебе печальную новость. 31.12 умер Андрюша <брат Ольги и Надежды Иван.>, организм его был слаб и он не перенёс голода, также умерла Елизавета Никадимовна и оба Касторских. В Ленинграде вещи имеют очень маленькую цену, так, например, на рынке меняют отрез хорошего бостона на юбку за 2 кг хлеба. Вообще мародёры и спекулянты, пользуясь трудностями, стараются содрать с трудящихся последнюю шкуру. Но с ними последнее время ведут жёсткую борьбу. Хлеб на рынке стоит 50 руб за 100 гр, сейчас продают по 30 руб за 100 гр, масло – 100 гр –100 и 150 руб. Конечно все стараются, если что имеют менять на хлеб. Вещи сейчас обесценены, а денег на толкучке даже не берут, папиросы меняют на хлеб. Хлеб сейчас основа всего.
(Письмо без окончания. Последняя стр. потеряна, вероятно).


Отправлено 8 июня 1942 г.
Письмо от Иры
Здравствуй дорогой папулечка. Мамуля получила от тебя письмо от 29 марта 7 июня. Я учусь сейчас в школе. В школе нас кормят. Утром дают 150 гр. хлеба и 15 гр.масла сливочного или с кашей (2 ложки потсолнечного) и чашку слаткого какао. На обед тарелку супа довольно густого и жирного, на второе котлетку и две столовые ложки каши. И 250 гр. хлеба. На ужин чашку слаткого кокао и соевую запеканку. И я сыта. В школу я прихожу к четверти девятого и до шести часа. Мамуля сейчас на службе. Приходит в седьмом часу, я в шестом. Ты же папулечка не расстраивайся.
Твоя Ира.


Отправлено 8 ноября 1942
Письмо от ИРы
Здравствуй милый дорогой папулечка. Поздравляю тебя с прошедшим праздником. Мы с мамулей вспоминали тебя в этот день вечером с электрическим светом который нам дали на один вечер на праздник. Я в этот день ходила со школой во дворец пионеров. Там нас накормили обедом, дали нам вопервых белую булку вместо хлебы 400 грамов. На завтрак нам дали рисовой каши и запеканки со сладкой подливкой, масло 10 гр, одну конфетку и сладкий кофе. После завтрака начались игры, а после игр смотрели кино «Выборгская сторона». После кино нас накормили обедом и ужином вместе. На обед дали рисовый суп, на второе каши рисовой с томатом и свиную котлетку, а на третье кисель, а на ужин дали такую же запиканку как и утром, и шоколадную конфетку. И за тем отпустили домой. Домой я с девочками шла пешком. Нас в этот день хотели принять в пионеры, но и за отсутствия галстуков не приняли. К 7 ноябрю у нас кончилась первая четверть, и нам выдали табели. В табеле у меня стоят вот какие отметки, по русскому письменному и усному и арифметике, поведению и прилежанию отлично, а по рисованию и пению хорошо. К нашим праздникам на нас начали прилетать злые птицы, и днём и ночью бывают тревоги. Мамуля от учреждения несколько дней ходила ломать дом для того чтобы получить дров. В комнате у нас сейчас прохладно, боимся зимой замёрзнуть так как нашу большую комнату не натопить. А на комнату А<>М<ихайловны>. нельзя расчитывать так как туда въехала новая жилица старушка. Она напихала полную комнату вещей. А сама в ней не живёт. Мы папулечка от тебя получили только 750 руб а из Лимеды ничего не получили. Мамуля тебя очень благодарит так как деньги нам очень пригодились. Мамуля не пишет тебе письма потому что она очень занята приходит и уходит когда ещё темно. Морозы у нас начались только 3 ноября, а до 3 ноября было тепло. Я папулечка стала совсем самостоятельная, хожу одна по Львиному мостику за соевым молоком которое мне выписал в школе врач. Пиши папулечка чаще а то скучно. Целую тебя с мамулей крепко крепко.
Ира


Отправлено 23 марта 1943
Получено 4 апреля 1943

Письмо от Иры
Дорогой папулечка! Как долго ты не пишешь нам письма. Как ты живёшь, и почему не пишешь письма? Мы с мамулей очень беспокоимся. Я и мамуля живём ничего, только вот мамуля себя неважно чувствует. Тётя Оля зовёт нас к себе. Она пишет что у них всё таки хорошо. Папулечка пиши больше будет веселее. Целую тебя крепко, крепко. Ира и Мамуля. ( Проверено цензурой Ленинград 34)





<< 1941-1944 Письма Раутианов в ЛенинградАРХИВ Ивана Ив.2-го>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация