Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

Мария и Олоферн

1. Взгляд современного псковича назад, вглубь времен

Е.П.Иванов, профессор истории в Псковском пединституте, изучает историю Псковского театра. В своей книге «Псковский край в истории России» он пишет о театре во Пскове.
( см. http://fedoroff.net/_ld/1/128_Ivanov.txt )
Цитирую:
………. уже в 1829 году в Пскове действовал театр, один из немногих в тогдашней России. Петербургская газета «Северная пчела» в этом году в одном из номеров поместила заметку «О театрах России», в которой говорилось, что лишь в девятнадцати городах страны существуют постоянные театры, в том числе один из них - в Пскове. В нем, писала газета, «играют по большей части один раз в неделю трагедии и комедии». Театральные представления были обычным явлением в Пскове в 30-х - 50-х годах прошлого века. Ставились они и силами горожан-любителей, и актерами странствующих трупп - русских и иностранных….
…… В Пскове же в значительной мере способствовало развитию театра возникновение кружка любителей драматического искусства. Кружок стал приглашать на псковскую сцену профессионалов-артистов на гастроли или на целые сезоны, составляло репертуар.
……. В 1886 году на пост режиссера театра он пригласил известного театрального деятеля В. Д. Рокотова, отца писательницы М. В. Алтаевой-Ямщиковой. В своих «Памятных встречах» писательница рассказывает о времени, проведенном в Пскове, и сообщает интересные подробности о театре, его руководителе - Красовской, женщине «далеко не без дарования, со вкусом и довольно широкими начинаниями». Писательница говорит о том, что актеры пользовались популярностью у псковичей.

…..часто спектакли ставились совместными усилиями профессионалов и любителей. Когда в 1888 году в городе играла труппа под управлением Морозова, то любители выступали вместе с профессионалами.

(Ох уж эти изучатели! Вспоминают кого-ниб знаменитого. А нет, чтоб подумать о нас и наших интересах и дать список актеров и любителей, список спектаклей и даты, перечень документов....прим. TP)

2. Взгляд участника событий, происходивших лет так 130 назад.
Участник событий – мама Маргариты Рокотовой, в замужестве Ямщиковой. На обложке своих книг Маргарита называется Александр Алтаев.

По прошествии лет жена театрального деятеля Рокотова, мама Маргариты вспомнила и рассказала своей дочери, будущей писательнице, смешную театральную историю. Вы знаете, в театрах вечно что-то происходит и составляет богатый театральный фольклор. Люди, далекие от театра, помнят разве что арию Онегина «Кто там в зеленовом берете…»

По прошествии лет дочь выросла, стала писателем Александром Алтаевым. Алтаев вспомнила мамину байку и написала про нее в своей книге «Памятные встречи», изданной в 1955.

По прошествии лет книга эта попала мне в руки и теперь уже я перескажу вам эту старую-старую байку.
А история такая. Рокотовы работали в киевском городском театре. Ставили пьесу «Юдифь». Эта библейских времен героиня заманила в свои сети и убила, нет, не просто убила – а отрубила голову! - завоевателю Олоферну и тем спасла свой народ. На сцене Юдифь должна появиться в с отрубленной головой в одной руке и с мечом – в другой.
Ищут, кто бы сделал голову. Художник Агин так и загорелся.
- Чудесно! Голова Олоферна! Восток, настоящий Восток! Скажите, что я согласен. Вы видели Олоферна в моих иллюстрациях к Ветхому Завету? Как вам кажется – подойдет?

И тут начинается превращение нормальной театральной работы - в событие театрального фольклора. Художник не умел торопиться. Не способен сделать тяп-ляп лишь бы не опоздать. Он рассчитал, что принесет голову точно к третьему действию. Кроме того, художник был беден как церковная крыса и поэтому не взял извозчика, а понес голову в мешке пешком. Естественно, повстречался ему полицейский. Который, естественно, распознал в мешке человеческую голову. И повлек художника, подозреваемого в убийстве, в участок.
А спектакль уже идет. За кулисами паника. Зрителям надоел долгий антракт, они вопят и стучат ногами. Наконец, появляется художник. Не спеша раздевается, осторожно и медленно развязывает мешок. Сопровождает свои действия подробнейшим рассказом о материалах и технологии создания головы, о дискуссии с полицейским.
Появляется голова.
Присутствующие в ужасе отшатываются. Настоящая?.... Длинные волосы, борода струится почти до самого пола. Шея наискось отрублена, в крови.

- А что же потом с головой этой было? – писатель Алтаев вспоминает, как давно-давно спросила об этом свою маму.
Цитирую.
«- К сожалению, в конце концов потерялась. Она долго оставалась в Киевском театре. Эту голову видели приезжавшие в Киев актеры. Но потом она куда-то бесследно исчезла».

3. Взгляд нашими нынешними глазами на мою бабушку, Машеньку Сафьянщикову.
Машенька окончила гимназию в 1876 году. И увлеклась театром. Откуда я знаю? Так в те времена театр уже полста лет был любим и популярен. Более того. Здание строилось как Народный Дом к столетию со для рождения Пушкина. И увы - денег не хватило. И тогда купец Сафьянщиков, дал городу 25 тысяч тогдашних рублей на окончание строительства. Это был дядя Машеньки и ее опекун после смерти ее отца. Так что Машенька естественно могла участвовать в спектакляю псковского любительсткого коллектива.

А главное - уже изобрели фотографию. Вот Мария в сценических костюмах. И...
Да, вы угадали! На одной фотографии она – с головой Олоферна в одной руке и с мечом – в другой. Всмотримся в эту фотографию. Естествеено, меч должен быть в правоц руке, а олова - в левой. На фотографии - наоборот. Почему? просто голова очень тяжелая. В те времена съемка была делом длительным. Машенька устала. Фотогрф помог ей. Подставил что-то под эту голову, прикрыл это что-то салфеткой. Ошибка режиссуры: борода, которая должна была "струиться до самого пола" как-то неудачно подвернулась на этой подставке.
Закон Ломоносова, который мы учили в школе, гласит, что ежели где-то что-то убудет, то непременно в другом месте прибудет. Каким образом? Мы же знаем: писатель Ал.Алтаев рассказала, и профессор Е.П.Иванов подтвердил - (процитировал книгу Алтаева) что в 1884 и в 1886 киевляне Рокотовы были во Пскове и работали в театре. Я бы на их месте обязательно взяла с собой эту историческую голову, чтоб она нечаянно там без них в Киеве не пропала.
Может быть, думается мне, что папа Рокотов задумал поставить «Юдифь» во Пскове. Но вот поставили ли? Думаю что нет. Иначе голова не потерялась бы. Они привезли ее во Псков и – забыли, когда уезжали. о
Кто-то эту голову нашел. Рокотовы больше не приезжают. Не пропадать же такой замечательной голове. И решили поставить Юдифь. И – поставили. Мария Сафьянщикова была просто создана для этой роли. Посмотрите на неё. Она не просто красавица. Она королева! Она величественна и непреклонна. Между прочимплемянник Маши, сын ее брата стал профессиональным актером. Правда уже позже, Он играл в русском драмтеатре в Париже, в 1930 году.
Не отвлекайесь, Глебовна! Вернемся к Маше и Олоферну.

Когда мог спектракль этот сыгран во Пскове? Не раньше 1887, потому что в 1886 Рокотовы еще не уехали. Не позже 1888. потому что Мария Александровна вышла замуж и вместе с моим дедушкой Николаем Андреевичем Раутианом оказалась в других городах. Мой папа Глеб Николаевич родился в Режице в 1889, сестра его, моя тетя Татьяна Николавна - в Риге в 1890. Театр отставлен навеки.

Кто подтвердит что в руке бабушки – та самая, Агинская голова?
Очень просто. Надо посмотреть на Олоферна из Агинского альбома картинок к Ветхому Завету. Он издан в 1846. Где то должен сохраниться. Ну, а бывшей ленинке, например. Лезу в их сайт и нахожу там копии картинок к Ветхому Завету. Но под номером, где должен быть Агинский Олоферн - нечто совсем другое. Олоферна в ленинке - НЕТ. Но может быть он есть в Питерской публичке? еще не знаю, не искала.

Кто подтвердит, что голова еще раз сыграла свою роль в спектакле, уже не в Киеве, а во Пскове? Кто точно знает, что купецкая дочь Мария Сафьянщикова играла в театре?
Ну вот же фотография. Ведь не могла же Маша взять голову (откуда, как не из театралной кладовки?) и просто так пойти в фото ателье. Ни с того ни с сего. С такой ужасающей головой, совем как настоящей. Даже видавшие виды актеры ужаснулись.
Хочется думать, что где-то в архивах тихо лежат маленькие бумажки. Билеты на «Юдифь». Афишки с перечнем «действующих лиц и исполнителей». Что нибудь. А вдруг и сама голова пылится где то на полке? Может быть проф Иванов не успел пересмотреть ВЕСЬ архив псковского театра? А может, он видел эти бумажки, не всё ведь, что попало на глаза - вставляется в книжку. Но он сразу сказал бы:

-" Да, да, как же. Ставили "Юдифь". Такая фотография есть у нас в архиве, там даже на обороте написано:…… "

Но когда судьба хочет сохранить тайну, она нагромоздит препятствий гору. Пишу профессору Иванову. И получаю ответ, что он к сожалению умер.

Мечты-мечты. Надо ехать во Псков и рыться в архивах. вдруг да и узнаем.

Может именно театр спас мою любимую бабушку от попыток матери выдать ее замуж сразу после гимназии? Может именно годы в театре сделали мою бабушку такой, как ее театральные героини, такой как я помню её. Полную молчаливого достоинства и дружелюбной независимости.

<< Георгий ДмитриевичРодословица ФАГЕ>>

Вышло новое издание иллюстраций Агина к Ветхому завету. На стр 102 - Юдифь и Олоферн.
http://www.ozon.ru/context/detail/id/30904757/ Посылаю на почту 102 стр
EVA, 02.06.2015

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация