Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

Мария и Олоферн

1. Взгляд современного псковича назад, вглубь времен

Е.П.Иванов, профессор истории в Псковском пединституте, изучает историю Пскова и историю театра. Стало быть, историю Псковского театра. В своей книге «Псковский край в истории России»
( см. http://fedoroff.net/_ld/1/128_Ivanov.txt ) он пишет о театре во Пскове.
Цитирую:
………. уже в 1829 году в Пскове действовал театр, один из немногих в тогдашней России. Петербургская газета «Северная пчела» в этом году в одном из номеров поместила заметку «О театрах России», в которой говорилось, что лишь в девятнадцати городах страны существуют постоянные театры, в том числе один из них - в Пскове. В нем, писала газета, «играют по большей части один раз в неделю трагедии и комедии». Театральные представления были обычным явлением в Пскове в 30-х - 50-х годах прошлого века. Ставились они и силами горожан-любителей, и актерами странствующих трупп - русских и иностранных….

…… В Пскове же в значительной мере способствовало развитию театра возникновение кружка любителей драматического искусства. Кружок стал приглашать на псковскую сцену профессионалов-артистов на гастроли или на целые сезоны, составлял репертуар.

……. В 1886 году на пост режиссера театра он пригласил известного театрального деятеля В. Д. Рокотова, отца писательницы М. В. Алтаевой-Ямщиковой. В своих «Памятных встречах» писательница рассказывает о времени, проведенном в Пскове, и сообщает интересные подробности о театре, его руководителе - Красовской, женщине «далеко не без дарования, со вкусом и довольно широкими начинаниями». Писательница говорит о том, что актеры пользовались популярностью у псковичей.

…..часто спектакли ставились совместными усилиями профессионалов и любителей. Когда в 1888 году в городе играла труппа под управлением Морозова, то любители выступали вместе с профессионалами.

2. Взгляд участника событий, происходивших лет так 130 назад.

Участник событий – мама писательницы с псевдонимом Ал.Алтаев.
По прошествии лет жена театрального деятеля Рокотова и мама Маргариты вспомнила и рассказала своей дочери, будущей писательнице, смешную театральную историю. Вы знаете, в театрах вечно что-то происходит и составляет богатый театральный фольклор. Люди, далекие от театра, помнят разве что арию Онегина «Кто там в зеленовом берете…»

По прошествии лет дочь выросла, стала писательницей, и называется уже писателем Александром Алтаевым. Алтаев вспомнила мамину байку и написала про нее в своей книге «Памятные встречи», изданной в 1955.

По прошествии лет книга эта попала мне в руки и теперь уже я перескажу вам эту старую-старую байку.
А история такая. Рокотовы в то время работали в киевском городском театре. Ставили пьесу «Юдифь». Эта библейских времен героиня заманила в свои сети и убила, нет, не просто убила – а отрубила голову завоевателю Олоферну и тем спасла свой народ. На сцене Юдифь должна появиться в с головой в левой руке и с мечом – в правой.
Ищут, кто бы сделал голову. Художник Агин так и загорелся.
- Чудесно! Голова Олоферна! Восток, настоящий Восток! Скажите, что я согласен. Вы видели Олоферна в моих иллюстрациях к Ветхому Завету? Как вам кажется – подойдет?

И тут начинается превращение нормальной театральной работы - в историческое событие. Художник не умел торопиться. Не способен сделать тяп-ляп лишь бы не опоздать. Он рассчитал, что принесет голову точно к третьему действию. Кроме того, художник был беден как церковная крыса и поэтому не взял извозчика, а понес голову в мешке пешком. Естественно, повстречался ему полицейский. Который, естественно, распознал в мешке человеческую голову. И повлек художника, подозреваемого в убийстве, в участок.
А спектакль уже идет. За кулисами паника. Зрителям надоел долгий антракт, они вопят и стучат ногами. Наконец, появляется художник. Не спеша раздевается, осторожно и медленно развязывает мешок. Сопровождает свои действия детальнейшим рассказом о материалах и технологии создания головы, о дискуссии с полицейским.
Появляется голова.
Присутствующие в ужасе отшатываются. Длинные волосы, борода струится почти до самого пола. Шея наискось отрублена, в крови.

- А что же потом с головой этой было? – писатель Алтаев вспоминает, как она давно-давно спросила об этом свою маму.
Цитирую.
«- К сожалению, в конце концов потерялась. Она долго оставалась в Киевском театре. Эту голову видели приезжавшие в Киев актеры. Но потом она куда-то бесследно исчезла».

3. Взгляд нашими нынешними глазами на мою бабушку, красавицу Машеньку Сафьянщикову.
Машенька родилась 155 лет назад. Окончила гимназию. И увлеклась театром. Откуда бы мне знать? - Потому что в те времена уже изобрели фотографию. И передо мной Мария Александровна в сценическом костюме. В каком?
Да, вы угадали! Вот это она – с головой Олоферна в левой руке и с мечом – в правой.
Закон Ломоносова, который мы учили в школе, гласит, что ежели где-то что-то убудет, то непременно в другом месте прибудет. Каким образом? Ну, можно пофантазировать. Мы же знаем: писатель Ал.Алтаев рассказала, и профессор Е.П.Иванов независимо подтвердил - что в 1884 и в 1886 киевляне Рокотовы были во Пскове и работали в театре. Я бы на их месте обязательно взяла с собой эту историческую голову, чтоб она нечаянно там в Киеве не пропала. Может быть, подумывал папа Рокотов поставить «Юдифь» во Пскове. Но вот поставили ли? Думаю что нет. Иначе голова не "потерялась" бы, как они все думали. Само ничего не теряется. Его кто-то теряет. Они просто привезли голову с собой во Псков и – забыли, когда уезжали. А раз забыли - то и не знали, куда она делась.
Когда это могло случиться? Или в 1884 или в 1886, отвечают хором Алтаев и Иванов.
А когда Рокотовы уехали, то кто-то эту голову нашел. И решили поставить Юдифь. И – поставили. А Машенька Сафьянщикова, активистка актеров-любителей, была просто создана для этой роли. Посмотрите на неё. Она не просто красавица. Она королева! Она величественна и непреклонна.
Когда это могло быть? Не раньше 1887 и не позже 1888. Потому что бабушка Мария Александровна вышла замуж и жила с мужем, моим дедушкой Николаем Андреевичем в других городах. Мой папа Глеб Николаевич родился в Режице в 1889, сестра его, моя тетя Татьяна Николавна - в Риге в 1890. Театр отставлен навеки.

Но кто подтвердит что это – та самая, Агинская голова? Надо посмотреть Агинские картинки к Ветхому завету. Они изданы в 1846 году.

Кто скажет, что голова еще раз сыграла свою роль – уже не в Киеве, а во Пскове? Только архив.
Кто точно знал, что купецкая дочь Мария Сафьянщикова, играла в театре? Если мало этих фотографий - поищем опять-таки в архиве.

Хочется думать, что где-то там тихо лежат маленькие бумажки. Билеты на «Юдифь». Афишки с перечнем «действующих лиц и исполнителей». Что нибудь. Может быть проф. Иванов не успел пересмотреть ВЕСЬ архив псковского театра? А может, он видел эти бумажки, не всё ведь, что попало на глаза - вставляется в книжку. Но если спросить - он сразу скажет:
- Да, да, как же. Ставили этот спектакль. Эта фотография у нас тоже есть. В архиве. А как же! Там даже на обороте написано:……

Мечты-мечты. Вот пообщаемся с Евг.П. Вот пороемся в архивах. Узнаем поточнее.

Может именно театр спас мою любимую бабушку от попыток её матери выдать замуж сразу после гимназии? Может именно годы в театре сделали мою бабушку такой, как её героини. Какой я ее помню, полной молчаливого достоинства и дружелюбной независимости.

<< Юрий Глебович О МАМЕИоанн Иоанн ДЕМКИН>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация