Home
News
Links
Guestbook
Contact me
Gallery

11. Талгар 1961-1967

Год 1961. Поезд Душанбе - Алма-ата.
Это был день рождения Ирочки, Октябрь, 28-е. Хоть и в поезде - но праздник. Сидим, ужинаем. И вдруг по радио начинается передача. Второй робкий шаг от Сталинского режима. Уже не только для партийных - а для всех.
Слушаем.
Вот и Алма-ата. Поздно уже, темно. Нас встречает автобус, свой, экспедиционный. Едем по городу - смотрю в окно. Магазины. Ведь сразу понадобится что-то по хозяйству, придется завтра ехать. Запомнить бы - где это? Вглядываюсь, ищу таблички с названием улицы. Ага! Проспект Сталина.
Назавтра еду. Ищу пр.Сталина. И не могу найти. Куда же он запропастился. Улиц больших, прямых, просторных длинных - несколько, и вдоль и поперек. Вроде бы где-то здесь должен быть. Но ни одна не пр.Сталина. Нет как нет.
Наконец выяснилось. Вот же эта улица. Просто теперь она называется Коммунистический проспект! Подумать только! За ночь, за одну только ночь, на всем длиннющем проспекте поменяли таблички с названием! Сталин отменяется! Да здравствует коммунизм...

Тематика и методика
Две темы у нас. Одна - как отличается характер колебаний на дне ущелья и на склоне. Другая - как отличаются колебания вызванные землетрясенями и взрывами. Знаменитый компьютер ЭВМ в те времена графики рисовать не умел, а выдавал цифры. Леша Николаев показывает свое остроумное изобретение, как нарисовать колебания печатая цифры на длинной ленте самописца. Ленту растягиваем по дорожке, ведущей от входа в камералку, вдоль пожарно-плавательного бассейна, к дому Шефа. Ничего не поделаешь. Товарищ Сталин убил буржуйскую науку кибернетику в ее детстве. Теперь пытаемся воскресить. Пытаемся догнать загнивший Запад. Но - поздно. Их поезд ушел далеко. На догнать.
Приехал из Новосибирского академ-городка специалист по программированию, Володя Романов. Будет нас учить. Первое занятие. Володя рассказывает про двоичную и восьмеричную системы. Прихожу домой и проверяю усвоенные знания на детях. известно же, поймешь только тогда, когда расскажешь ребенку или бабушке. Ирка послушала и спрашивает
- А семиричную систему можно?
- Можно, конечно, но не нужно.
Назавтра уже Ира меня экзаменует:
- Ну вот, если семиричная, и если число выглядит как 65, а сколько это будет на нормальной шкале?... Соображаю. Отвечаю. "Правильно" - говорит мне Ирочка.
На следующий день вторая лекция.
- Берем число, переводим в двоичную систему. кладем это число в ячейку и запоминаем номер ячейки. Потом берем...
Ну уж нет. Это занятие не для меня. Чтоб тратить свои мозги на запоминание цифр? Увольте. Я подожду, когда машины (компьютеров тогда не было, а были "электро-вычислительные машины", ЭВМ) когда вот эти ЭВМы сами будут запоминать. Не прошло и 20 лет, как появились уже не просто компьютеры, а персональные. Ну вот, другое дело.

Трудовой процесс
Вторая тематика, оказавшаяся бесконечно долгой - это военная сейсмология. Распознавание взрывов среди множества землетрясений. Мы договорились в сущность дела не встревать. Но рабочий процесс определялся тем, что деньги нам, нашей экспедици,и давали "под отчет". Сдаешь отчет - заказчик переводит деньги. Четыре отчета в год. Один отчет в квартал, в три месяца. Нет, вы представляете себе, что это? Месяц - только месяц! работаешь как научник. Что-то там измеряешь думаешь, обобщаешь и т.п. Месяц пишешь отчет по своей теме. А потом еще и согласовываешь тексты нескольких авторов, проверяешь единообразие обозначений. Месяц его оформляешь в красивом виде: графики, фотографии, карты, таблицы. Печатается текст на машинке. Формулы вписываются от руки - там ведь и интегралы и греческие буквы и многоэтажные формулы. Выверяешь. Страницы с исправлениями - перепечатываются!
Все вручную. Если бы не фантастическая наша машинистка - ни за что бы не успеть. Я смотрела, как она работает. Глаза в рукописном тексте, пальцы колотят по клавишам, а сама в это время непрерывно болтает на всякие важные девичьи темы вроде где достать капроновые чулки. И вот эти чулки как-то проходят через ее мозги, а сейсмологический текст прямо из глаз в пальцы не забегая в мозги. И при этом исправляется орфографические ошибки не шибко грамотных авторов... Этого просто не может быть. Загадка природы.

Наконец, отчет сдан в переплет. Уфф. Завтра все сначала. Как вы уже подсчитали, тринадцатый месяц (для отпуска) не предусмотрен.

И вот как-то раз после очередного квартала и почувствовала, что мозги мои полностью усохли. Отключились. Начинать работать бесполезно, если главный инструмент отключен. Со мной уже было такое один раз, после экзамена по квантовой механике перед каким-то следующим. Формулы там были многоэтажные, а их зачем-то нужно было помнить. И после экзамена я не могла ни о чем даже подумать, проклятые эти формулы вертелись перед глазами.
Поняла, что если не отдохну где-то далеко от камералки - все равно не смогу работать. И я единственный раз в жизни воспользовалась служебным положением (зам нач. все-таки!) в личных целях. Взяла машину ГАЗ-69 с водителем, и всей семьей рванула на Иссык-Куль. Не так уж и далеко, километров 600.

Лежу на пляже, смотрю вдаль. Иссык-куль шириной в 60 км. Горы на том берегу видны. Киргизы говорят: Иссык - это глаз Земли, которым она смотрит на небо. По форме он точно как глаз. Два хребта его огибают, с севера и с юга. По-киргизски Терскей и Кунгей. Верхние и нижние ресницы. И никакого отчета, вокруг красота мира, тишина, шорох гальки под волной. Вдруг над озером появился смерч. Тонкий, высокий. Вверху облако в себя всасывает, внизу - воду из озера. Идет, изгибается. Пока я схватила камеру и прицелилась - он рассыпался и исчез...
Мозги просветлели. Пора и честь знать. Поехали домой.
Шеф освирепел, конечно. Главное - почему без спроса. Ни слова не сказал, молча оштрафовал на стоимость бензина. Я тоже молча "не обратила внимания". Шеф меня знает и на шумный скандальчик не рассчитывал. Но все ж таки шеф понял, что нельзя работников доводить до истощения. Следующий раз по окончании отчета устроил вывоз всей камералки в горы, в какое-то заповедное место, куда ходить запрещено, и где поэтому малины прорва. Домой везли ведрами. А мне персонально организовал туристическую поездку, якобы командировку. Съездить, посмотреть, как там строится Саяно-Шущенская ГЭС. В качестве молчаливого извинения. Мне не очень и надо было - но раз это называется командировка - делаю вид, что это и вправду важно. Поехала.
Саяно-Шушенская
Сначала поездом. Потом на ГАЗике, до конца автомобильной дороги. Потом, когда дорога кончилась - вверх по Енисею до места строительства. На речном кораблике, таком как Питерский речной трамвайчик. Енисей - река не широкая. Но вода (цвета шампанской бутылки, темно-зеленая) мчится со страшной скоростью. К нашему кораблику сбоку пришвартовали буксир. Без него с течением не справиться. Если смотреть с борта на воду - бешеная скорость. А если смотреть на берег, то мы еле-еле ползем. По дороге встречаются пороги. Это выгладит так, будто из реки торчат две-три скалы, между ними узенький проход, где волна нам навстречу льётся чуть ли не водопадом. Узко! Но кораблик наш как-то пролезает. Когда будет плотина - уровень воды поднимется и все эти скалы-пороги окажутся на глубине.
Гидростанция тогда еще не начинала строиться, строили городок для строителей. Бревенчатые дома. А место красивое - скалы, сосновый лес, мощный темно-зеленый поток, Енисей.

<< Александр ФИШЕРЕлизавета Михайловна Спиридонова: О НАШЕЙ СУДЬБЕ>>

Add your opinion

Your name:
Your email:
Your opinion:
Please enter number shown on the picture:

All feedback

Latest feedback:
Gallery

(c) 2008-2012. Contact me