Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

ТОРЖЕСТВО МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ

Этот юбилей будут отмечать в Москве и Петербурге, Париже и Лондоне, Токио и Вильнюсе. Это имя знают даже те, кто больше ничего не знает о балете. Когда пишешь о такой личности, на язык просится старомодное русское слово «лучезарная». Солнце русского балета, прекрасная Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года. В год своего юбилея она осчастливила Ригу своим визитом. То, что я пишу – не статья, а воспоминание о пережитом восторге. Прозаическая ода во славу чуда по имени Майя Плисецкая.
Мы - тезки. Глупо и ребячливо – радоваться этому совпадению, но рядом с Плисецкой все чувствуют себя детьми. Даже Андрис Лиепа, менеджер и режиссер ее юбилейной программы, говорит: «Я волнуюсь!». Он волнуется, как ребенок, просто от того, что она рядом. Прямо детский сад какой-то, но мы с коллегой, которую тоже зовут Майя, подошли к ней после пресс-конференции в рижском отеле «Радиссон» и так и сказали: «Мы тоже - Майи... Можно мы с вами сфотографируемся?» Она приобняла нас, как детей неразумных, взяла под крылышко... Коллеги-фотографы бешено защелкали камерами. Они оценили мизансцену: великая Майя между двух обыкновенных. Не могу вспомнить, что мы ей лепетали, обмирая от благодарности и обожанья. Жизнь рядом с ней казалась чудом. Я пишу не о себе (как говорится, любимой). Я только влюбленное зеркало, в котором она отразилась. Я пишу про отраженье.
Мы тезки, и я ровно в два раза моложе. Но когда я встаю по утрам, у меня суставы не гнутся, спина болит, коленки хрустят... Плисецкая ходит, как лебедь. Смотришь на нее: господи, так вот оказывается как человек должен ходить (летать!), как (энергично и грациозно!) жестикулировать, как (царственно!) поворачивать голову. Так вот оказывается какими Бог задумывал нас, когда лепил из глины! Она в свои ... (см.выше – сколько) лет танцует, сводя публику с ума. Вот что Бог имел в виду, когда надоумил человека совершать движенья под музыку! Плисецкая раскрыла замысел Творца, спрятанный прежде от нас, детей неразумных.
Я ровно в два раза моложе ее, но я счастлива, что настолько стара, что могу помнить, как 30 с лишним лет назад (так долго не живут!) в богом и людьми забытом поселке, на самой окраине советской империи, в памирских горах, на высоте тысячи с лишним метров над уровнем моря, в самом захудалом на свете кинозальчике я смотрела документальный фильм про Майю Плисецкую. Спасибо тебе, партия, за наше счастливое детство. За то, что из всех искусств для тебя важнейшим являлось кино. За то, что даже в самом забытом богом и людьми поселке, где не было ни телевиденья, ни театров, ни концертных залов и куда газеты приходили с опозданьем, мы все-таки знали, что в области балета впереди планеты всей – Майя Плисецкая... «А кто это?» - спросила меня девушка из интеллигентной петербургской семьи, студентка-гуманитарий, когда я сказала ей, что Плисецкая была в Риге. Сегодняшней девушке-студентке некого поблагодарить за свое счастливое детство, она не виновата, что сегодня по радио, по телевиденью и в кино – только Дженифер Лопес и никого больше.
Я, тогдашняя первоклассница, конечно, ровно ничего не поняла и не запомнила из этого фильма. Только звук голоса, только черно-белый профиль, только походку большой и сильной птицы, готовой взлететь. Безумство, но я запомнила, что фильм назывался «Моя Майя». Конечно же, название было другое, простое и советское, но я почему-то запомнила это. Запомнила эту игру слов, которая и меня (мы – тезки) сопровождает всю жизнь. Если б я была беззастенчива, как Цветаева, которая присвоила себе солнце русской поэзии, написав «Мой Пушкин», я бы тоже назвала свою статью «Моя Майя». Но я застенчива. Я помню только свое, первоклассницей усвоенное из черно-белого документального советского фильма ясное знание, что Плисецкая - великая балерина. Как хорошо в самом раннем детстве усвоить ясные истины! Добро. Красота. Свобода. Плисецкая.
Плисецкая – истина, которую людям необходимо познать. Поэтому наверное Бог и дал ей такое долгое цветение (и не спрашивайте о секрете ее молодости, это не секрет, это тайна, таинство!), чтобы как можно больше обитателей планеты благодаря ей узнали, что такое красота и свобода. Эти два последние слова – синоним танца. Ученые люди наверное могут чуть ли не с линейкой и циркулем в руках объяснить, что Плисецкая произвела революцию в балете, что она как метатель молота, швырнула это искусство вперед с небывалой доселе силой. Но мы-то с вами, простые смертные, знаем, что она явилась на свет не ради балета. Хотя для нее это единственный смысл жизни и единственная тема, о которой (а отнюдь не о себе, «любимой») она готова говорить с журналистами бесконечно. Но так всегда и бывает: когда отдаешь всего себя (и еще немножко!) чему-то (неважно чему - искусству, труду, семье, любви, родине...), то в твоей жизни без всяких специальных на то усилий (типа - йога, голоданье, уход в тайгу...) рождается искомый сверх-смысл. Плисецкая – сверх-смысл. Она больше, чем балерина. Плисецкая синоним невиданной доселе гармонии, которую она открыла нам в танце и которая рождается из ее души, а не из тридцати трех фуэте.
На юбилейном вечере Плисецкой в Риге в честь нее танцевали лучшие артисты русского балета. Танцевали блестяще. Но потом на большом экране, висящем над сценой, показали старые, блеклые, дребезжащие кадры кинохроники, где танцует молодая Плисецкая (может быть даже - те самые кадры, которые и я видела первоклассницей-несмышленышем, не умеющим запомнить название документального фильма!). И тогда стало ясно, что она - неповторима, несравнима, бесподобна. Чудо Плисецкой долговечнее целлулоида пленки. Пленка поблекла от времени, а чудо ее танца было все так же явно и ясно. Так же сверхъестественно! А это такая бескорыстная радость - когда что-то случается «сверх естества», побеждая законы косной материи. Свидетельствую как очевидец и готова поклясться: этой бескорыстной радостью были наполнены сердца всех без исключения людей, которые видели торжество Плисецкой в Риге.
Плисецкая танцевала в Риге и ее танец был таким же чудом, как 30, или 40, или 50 лет назад. Конечно никаких фуэте, пуантов и прыжков. Но сейчас ей уже и не надо этого, она и так может донести до зрителей безумную, осчастливливающую энергию танца. Красоту и свободу. Она взмахивает веером, она плывет – идет - летит по сцене, она поворачивает голову и брызгает взглядом в партер - и партер аплодирует ей, как если бы она исполнила сложнейшее па. Она и исполнила. Исполнила назначенье балерины на сцене. Неважно как. Как Майя Плисецкая!
... Все мои знакомые, которых я встречала потом на улицах Риги, несколько недель подряд говорили со мной только о ней. Лучезарная личность, она продолжала светить нам и тогда, когда уже была далеко. Но пока она была здесь, в Риге, она каждый миг продолжала свою солнечную работу. Не только на сцене. Упрямо и упорно, как чернорабочий, а не как звезда. На банкете после концерта Майя Плисецкая подписала автографы всем желающим, не успев выпить ни глотка шампанского и не выслушав ни одной хвалебной речи. Ей было некогда, она работала – улыбалась, пожимала руки, говорила и писала людям добрые слова на память. Опьяненные счастьем, мы с коллегой Майей уходили из театра последними. У служебного входа увидели отъезжающую машину и знакомый профиль сквозь стекло. Как безумные дети, мы стали прыгать, кричать и махать руками. Мы делали это просто из избытка чувств, ведь мы знали, что она не увидит нас – машина уже уезжала, было темно, Плисецкая сидела на заднем сиденье, спиной к нам... Но ее спутник заметил нас и кивнул ей, дескать, - гляди-ка... Она обернулась, и заулыбавшись, помахала в ответ. Она улыбалась нам, едва видимым в темноте улицы, и махала рукой всю дорогу, пока машина не скрылась из виду. Она ни разу не отвернулась. Всю дорогу, пока могла видеть нас. Майя Плисецкая. Великая балерина. Солнце...
"Майя Раутиан"
Журнал «Счастливые люди» № 33, ноябрь 2005 г., Рига.
Фото Елены Сенькане

<< ФРАНСУА ТЮФФООПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация