Home
News
Links
Guestbook
Contact me
Gallery

"АВИАТОР-ПРАВОВЕД".

Татьяна РАУТИАН

Легенды бывают не только семейного происхождения. Бывают и газетного или, там, журнального. Хотя механизм все тот же. Всем известная личность (фамилия, семейство) втягивает в себя все, что хоть капельку его напоминает, хотя на самом деле к нему никак не относится. Таким способом и получился "Авиатор-правовед".

Два Георгия
Жили-были два молодых человека, по фамилии оба Демкины, по имени - оба Георгии.
Георгий Дмитриевич Демкин, (будем звать его для краткости "Дмитриевич") это старший сын Товарища Петербургского Головы, Дмитрия Ивановича Демкина. Дм.Ив. вышел из поповского сословия, окончил университет и поднялся высоко в столичной администрации: Товарищ Столичного Головы, бессменно при четырех сменявших друг друга Городских Головах. Заведовал городским хозяйством: водопровод, канализация и телефонизация, озеленение, оздоровление, мосты, трамваи.... Лицо, хорошо известное жителям столицы.
Естественно, Дм.Ив. хотел, чтоб и дети его пошли по его стопам и отдал сыновей в престижное Императорское Училище правоведения. Это Училище - закрытое, мальчики там и жили, там и учились, ходили в мундирах, по струнке. Из них готовили государственных мужей. Вряд ли их выпускали из училища, чтоб они где-то резвились сами по себе и делали что хотели. Вместо уроков - уезжали бы куда-нибудь, например, в Гатчину, и там строили бы планеры и самолеты...

Георгий Константинович Демкин, двойной тезка Дмитриевичу. Он увлекался сооружением летательных аппаратов, то есть планеров и самолетиков. И даже сам на них летал.

Пресса и "авиатор-правовед"
Вот представьте себе, что вы - журналист в 1910 году. Вы мчитесь на летное поле. И хотите раньше всех опубликовать, что вы там увидели. А увидели вы в числе прочих авиаторов молодого Демкина.
- Демкин? А не сын ли это Товарища Городского Головы??.
- Да, есть у Дм. Ив. сын! В училище правоведения!

Журналист неизбежно клюнул на такую вкусную приманку. И вот читаем в солидном профессиональном журнале "Вестник воздухоплавания" №10:

Монопланъ г. Демкина
В Петербурге в настоящее время заканчивается постройкой монопланъ г.Демкина, воспитанника училища правоведенiя. Молодой изобретатель, перед темъ, какъ приняться за аэропланъ, построилъ два планера и въ теченiе зимы произвелъ на одномъ из них более удачномъ, ряд многочисленных полетовъ. Построенный имъ ныне монопланъ, общее устойство которого читатели могут видеть из приводимой нами фотографiи, имеет общую поверхность всего в 16 квадратных метровъ. Ширина (размахъ крыльевъ) - 8 метровъ, длина аппарата - 6,5 метровъ. Весь остовъ сделанъ изъ дерева и веситъ (без двигателя, колесъ и обтяжки) около 7 пудовъ.) Колесъ для разбега имеется всего три: одно помещается надъ главнымъ корпусомъ, и по одному - надъ каждымъ изъ крыльевъ. ("надъ" вместо "подъ" - так в оригинале, ТР). Двигатель для моноплана - 25-сильный трехцилиндровый моторъ Анцани - уже прибыл в Петербург и выставлен фирмой на происходящей в Петербурге выставке двигателей внутреннего сгорания. По окончании выставки двигатель будет установлен на аэроплане.



Журнал "Огонек" №25 (19 июня 1910 г) тоже вспоминает Демкина. Вот эта заметка, в рамке.

В следующем, 1911 году "Вестник Возухоплавания" продолжает следить за работой Демкина:

«На Комендантском аэродроме СПб
.........Здесь же подвизается и правоведъ Демкинъ, о работахъ которого мы в свое время сообщали на страницахъ "Вестника воздухоплавания". Теперь г.Демкинъ соорудилъ миниатюрный до курьёза бипланъ с укороченною нижнею поверхностью и оригинальнымъ многоплановымъ хвостомъ. Подробности устройства самого аппарата и его хвоста видны из рисунка. На биплане установленъ 25-сильный моторъ Анзани. С этим [аппаратом] г.Демкину удавалось оторваться от земли и пролететь небольшiе разстоянiя, но виражи ему не удавались. Г.Демкинъ, однако, неутомимо продолжаетъ свои опыты. Аэропланъ построенъ имъ целикомъ собственноручно. <.......> Работа чистотой не блещетъ, но довольно прочная.»

Только Шавров, профессионально занимавшийся историей авиации, упомянул в своей книге Демкина, конструктора летающих аппаратов, по имени-отчеству:
"Моноплан Демкина ..... на шасси велосипедной схемы, впервые примененной в России. Двигатель "Анзани" в 25 л. с. Фюзеляж четырехгранный, без обшивки. Горизонтальное оперение - стабилизатор,установленный на фюзеляже, и отдельные рули под ним. Киля не было, руль направления имел аэродинамическую компенсацию. Колеса шасси -одинаковые, взятые от велосипеда; имелись также небольшие парные подкрыльные колесики. Самолет испытывался в Петербурге в 1910 г. самим конструктором, Георгием Константиновичем Демкиным - воспитанником Училища правоведения. Удавались небольшие подлеты."

Насчет правоведения Шавров поверил журнальным "источникам".

Демкин, Георгий Дмитриевич Вернемся к нему. Он живет себе на казарменном положении в училище. Знает ли сам Дмитриевич, что он провозглашен авиатором? Не может быть, чтоб ни один из одноклассников не заметил статьи о "правоведе-авиаторе-сыне..." Авиаторы были тогда знаменитости, как космонавты лет 50 назад. О них читали, обсуждали, спорили. И вдруг: "Моноплан г.Демкина, воспитанника училища правоведенiя"!. "Молодой изобретатель"!
- Да он из нашего класса!
Представьте только, как повеселились одноклассники Георгия!

Служба в армии. Авиация
В 1912 году Дмитриевич окончил Училище Правоведения. Надо сказать, что правоведение его не увлекало. Он по успеваемости всего лишь 34-тый (из 46) в своем выпуске. Не то, что брат его Всеволод - тот был вторым!
Кончилась отсрочка от армии. Два последних года шуточки насчет авиаторства, подогреваясь новыми публикациями, были еще свежи в памяти. Кажется естественным, что явившись в призывную комиссию, наш Дмитриевич "пошел на поводу у легенды", и попросился в авиацию. Это мой домысел, конечно. Это я предполагаю, что он сам попросился. А может быть, и нет. Может быть, это Судьба, которая любит закрученные сюжетики, толкнула в ребро комиссию. Как бы то ни было, направили его в авиационную роту. Но в летчики он там как-то не попал, а окончил курсы слесарно-механического дела. Стал не летчиком, а механиком. И на законном основании - прапорщиком авиации!

Итог
С легендой мы вроде бы разобрались.
"Наш" Демкин, который Дмитриевич, правовед, двоюродный брат моей мамы, Лидии Ивановны Демкиной, стал авиатором только в армии, где научился слесарному делу в авиароте. А другой Демкин, Константинович - изобретатель и конструктор самолетиков и планеров, правоведом не был, зато был более настоящим авиатором. Казалось бы, все ясно.

Фотографии из бабушкиного архива...


Компания, три молодых человека. Два, судя по форменной одежде и гербу с листьями на фуражках - еще ученики реального училища. Из них один - узнаю - это Саша Фишер, сын бабушкиной сестры, моего отца двоюродный брат. Второй, в таком же черном кителе, повыше ростом - его приятель (одноклассник?), незнакомый.
Третий - явно старше. Тоже в форме, но в другой, светлой. На фуражке герб: молоточек и что-то еще. Как заверили специалисты, студент Горного института.
Компания резвится. То они расположились на льду, вытесненному ледоходом на берег и делают вид, будто стоят на плывущих льдинах. Я люблю такие веселые озорства, сама делала горные снимки, специально такие, чтоб пугать престарелых родственников. То с собакой и охотничьими ружьями залезли на крышу. Кто же снимает? Может это мой папа? – Он всегда был заядлым фотографом. Да, вот он на льду, его снял Сашин приятель. Вдали виден берег и деревянное сооружение с очень широкой крышей. Похоже, что крыша - "та самая", на которую они залезали.
Еще снимок: молодой человек, который в сером, стоит, опершись задом не на гранит - а на планер. Нет, не на готовый планер, а на его основную часть: большое крыло. Рядом - хвост. Снимок сделан сверху, с той самой крыши. Её кусочек виден слева. Так вот зачем они на крышу лазили! Где же это? С тех пор прошло сто лет - может теперь тут город, многоэтажные дома, метро, толпы народа....
Попробуем датировать эти снимки.
Папа окончил Университет в 1912, а тут он в форменной фуражке и мундире, еще студент. Значит, снимок не позже 1911 года. Саша на вид уже не мальчик - лет 15-16, и тогда дата этой серии фотографии - 1910-1911 год.
Зашевелились во мне догадки, версии, гипотезы
Например, что этот старший парень в светлом мундире - авиатор! И не вообще какой-то, а именно тот самый Константинович, который не правовед, и который в 1910 году уже демонстрировал свои летальные аппараты. Что это он вместе с Сашей Фишером, его приятелем и с моим молодым папой лазал на крышу. И это его там, на крыше, сфотографировал мой папа, Глеб Николаевич Раутиан. А потом папа сам залез на крышу и оттуда снял Константиновича рядом с заготовкой для планера, крылом и хвостом будущего летательного аппарата.
Неужели этот студент Горного ин-та и вправду Константинович? Где бы найти достоверный его портрет? Советуюсь с братом моим Владимиром Глебовичем. Володя - человек скептический. Посмеялся над моим энтузиазмом и посоветовал идти к Лебедеву, Виталию Владиславовичу, председателю Секции Истории авиации и космонавтики. А тот послал меня к известному знатоку первых авиаторов, Владимиру Петровичу Иванову. Владимир Петрович достал из своего компьютера огромную коллекцию фотографий самолетов и авиаторов. Там было всё - от примитивных первых летающих этажерок до самолетов предвоенных лет. Там было множество авиаторов, и даже авиатресса Зверева, именем которой названа улица в Гатчине. (На этой улице, кстати, жил одно время мой внук Николай). Но в коллекции Иванова не было того, кого мне хотелось, Константиновича. Влад. Петр. сказал, что Демкин перестал строить самолеты в 1912 году, а у него коллекция как раз с 1912 и начинается. Спросить больше некого. Некого?

Спросим у фотографий летательных аппаратов, Тех, которые демкинской конструкции. Вернемся к публикациям 1910-1911 г. Вот очень плохая фотография планера из "Вестника воздухоплавания", 1910. Планер стоит, уткнувшись носом в стену жилого дома. Все-таки видно, что сделан он из того же материала, как и та заготовка для планера, что сфотографирована с крыши. Просто крыло и хвост соединены несколькими тоненькими палочками, сиденье для планериста то ли посажено сверху на середину крыла, то ли врезано в крыло. Но лица пилота не разобрать. И вообще, неясно - правда ли, что темное пятно на кресле - это авиатор?
Но вот вполне приличные фотографии. Это копии двух оригинальных снимков М.Н.Воробьева, добытые из архива ЦГАКФФД. Фотография называется "Биплан конструкции Демкина" и хранится в этом архиве "по адресу" /www/showChildObjects.do?object=2001849119; Шифр П 79 сн.14, Альбом П 79. Фотографий две; анфас и профиль.


Подпись: "Построенный г. Демкинымъ миниатюрный бипланъ с моторомъ Анзани, 25 л.с., призводивший удачные пробные полеты на Комендантскомъ аэродроме въ С.-Петербурге". Я обрезала фон с этих фотографий, чтоб они были поменьше.
Видно, что этот биплан - это развитие тех двух деталек. То же крыло, но крайние его части снабжены закрылками. Это биплан, значит внизу приделано маленькое второе крыло. Материал все тот же. И способ крепежа такой же: тоненькими палочками. И колеса - велосипедные.
На снимке анфас хвоста не видно, на снимке в профиль видно, что он усложненной формы, но сделан из того же материала.
На снимке анфас в самолете сидит пилот, в белой рубахе и кепке. Лица не разобрать. Зато на снимке в профиль пилот стоит рядом с самолетом.
Наступил момент «Х». Наконец, можно сравнить два портрета. Один - плохой, не очень разборчивый, потому что при очень сильном увеличении. Зато это портрет действительно Константиновича. Второй - папин приятель, студент горного, неясно кто.


Смотрю, сравниваю, смотрю… Ах, какой соблазнительный сюжетик! Так хочется, чтоб это был один и тот же человек, Константинович! Раз уж не был Константинович двоюродным братом моей мамы – ну, пусть бы стал хоть приятелем моего папы. Да еще в те далекие времена, когда мой папа не был знаком с моей мамой. Вглядываюсь… Нет!
Моя душа физиономиста и читателя body language сомневается. Авиатор какой-то другой породы человек. Например, не может тот, студент горного, которого мы видели на льду и на крыше – вдруг стоять руки-в-боки, как этот парень в белой рубахе. Как-то это не естественно для того, для студента горного. Тот не так стоит и не так смотрит.
- Откуда ты знаешь, что для него "неестественно" так стоять? скажет Володя Глебович.
- Ниоткуда. Просто кажется. Это раньше называлось интуицией. А теперь известно, что это - накопленный в жизни опыт, переработанный и обобщенный загадочным и неизвестно как работающим компьютером на наших плечах. Этот компьютер не утруждает нас объяснением, а выдает только результат. Типа: "нет, не может этого быть..." В таком роде.
Так что папин друг студент к авиации не имеет никакого отношения. Друзья просто шли на охоту, или с охоты. С ружьями, с собаками. Случайно набрели на эту крышу, на эти планерные заготовки. Отчего бы не сняться рядом с такой интересной находкой…
О чем же тогда эта байка?
Наверно, о том, что человеку (и вообще человечеству) свойственно верить в то, во что верить хочется. Например, в коммунизм! В честь мундира! В Великую, больше и лучше всех, Россию! Или - в загробную жизнь! Вот и мне хотелось поверить, что у папы и у Саши Фишера приятелем был не просто студент - но еще и авиатор Константинович. Почему бы? Может, просто потому, что симпатяга. Хотелось - но интуиция не разрешила.

Но судьба снова не хочет успокоиться. Про Демкиных, авиаторов этих, нет-нет, да и выскочит новая весточка. Судьба помещает Демкина, не указывая имя-отчество, на страницу Волковского списка.

Волков. Список участников Белого движения
В нем находим (без имени-отчества):
Демкин. Севастопольская авиационная школа 1915. Прапорщик. 1918 инструктор Евпаторийской авиационной школы. /370/

Дмитриевич? Вряд ли... Дмитриевич был механик – а это инструктор. Скорее, это Константинович. А может другой какой нибудь. Демкиных много на свете.

А вот "Французская эвакуация"
ГАРФ, фонд 6792, Дело 838, 839, 840, 841.
Дело № 838 это Анкета.
1.Демкин Георгий Дмитриевич, 30 лет. Звание - подпоручик.
7. Образование - окончил училище Правоведения, военный паспорт.
8. знания языков - англ, фр, нем.
9. знание ремесла - слесарно-механическое, токарное
12. Профессия или занятие - офицер (подпоручик), механик моторной пограничной стражи.
15. Чем желает заниматься - слесарно-механический труд.
16. Из какого пункта в России эвакуировался, год, месяц, число - Евпатория, 1.11.20
17. Куда эвакуировался - Константинополь, остров Халки
18. Откуда и когда прибыл в Королевство С.Х. и С. - с острова Халки 15.12.1920 в бухту Которскую на пароходе "Бризгавия"
20. В какой колонии состоит в настоящее время - Вел. Бечкерек

Внуки-правнуки его и сейчас живут во Франции. Большая семья. А в России Демкины уже исчезают. У мальчиков рождаются девочки, а у девочек - мальчики с другими фамилиями.

Во время своего отпуска, по дороге из Барселоны в Италию, заскочили мой внук Игнат с Мартой в Antibes, Кто не знает - это между Каннами и Ниццей. Повидались с французскими Демкиными. Славные ребята. Среди них оказалась только одна, которая знает английский. А то ведь мы французского не знаем, а они русский забыли давно. Франк Демкин застенчиво сказал: "я два года учил, но…"

<< Находка15. КОНЕЦ ЭКСПЕДИЦИИ>>

По-моему молоточки на фуражке у симпатяги в светлом кителе - горное ведомство. Студент горного института ?
EVA, 15.10.2013

Add your opinion

Your name:
Your email:
Your opinion:
Please enter number shown on the picture:

All feedback

Latest feedback:
Gallery

(c) 2008-2012. Contact me