Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

5.ВЯТСКАЯ ПРЕССА

Зарево
Иван все более сдвигается в сторону книг, газет, журналов как предмета своей каждодневной деятельности.
Он - член бюро Вятского Гукома РКСМ, заведует отделом комсомольской печати и является редактором комсомольского журнала «Зарево».
Важный для нас момент. Из круговерти совещаний и заседаний он вышел к профессиональной работе редактора. Ему 19 лет. Конечно, ему еще многому надо учиться, чтоб стать тем замечательным редактором, каким его помнят его в 1930-1960 годы. Он идет в эту сторону семимильными шагами.
В удостоверении от 10 августа говорится, что Халтурин является Зав. Юношеским отделом ГосИздата и ответственным редактором «Зарева». Назначен он был, вероятно, раньше.
Как представитель Госиздата, Иван Халтурин издает книги. Какие именно? Сведений очень мало. В частности, как сообщает Евг.Петряев в «Литературных находках», выпущены были две книжки стихов вятских авторов, А.Рабочего и Г.Васильева. Аркадий Богатырев пишет о замечательной книге Н.Заровнядного «О самообразовании», изданной «в те трудные годы на серой оберточной бумаге». Богатырев не уточняет, когда именно эта книга вышла. Но очень похоже, что Халтурин издал ее в бытность зав. Юношеским отделом вятского Госиздата. Ведь самообразование – это важнейшая часть и его собственной жизненной программы. Это то, что он сделал главной темой журнала. Но вернемся немного назад.

Зарево
Первое знакомство с редакцией «Зарева» произошло еще в 1920 году. В своей статье «У колыбели вятской комсомольской печати» (Кировская Правда, 15 ноября 1974) Н.Горев приводит отрывок из
письма Ивана Игнатьевича об этих днях. Я не знаю, кому и когда отец писал это, но стиль, мягкая ирония, типичны для «позднего Халтурина».
«Приезжаю в январе 1920 года на пленум Вятского губкома. Вижу на физиономиях губкомовцев начертаны необычные сосредоточенность и глубокомыслие. Скоро узнаю и причину — готовят к изданию первый номер журнала. Вечером передо мною открылась замечательная картина: в губкоме сверх обыкновения тихо, члены губкома сидят за своими конторками и старательно пишут. По секрету сообщают, что один из редакторов — Александр Рабочий (псевдоним Петра Щелканова) не спал уже несколько ночей.
Знакомлюсь с ним. Он рассказывает о журнале, показывает материал. Вижу длинные-предлинные ленты — наполовину записано, остальное вырезано из газет и журналов — это хроника. Есть уже и другой материал. Завязывается беседа, которая скоро превращается в спор.
Предмет наших разногласий — литературный отдел... Спорим ожесточенно и долго, «до петухов». В результате получаю замечание, что в поэзии ничего не смыслю, и что если мне не нравятся писания вятских поэтов, то надо было лучше привезти из Яранска или писать самому...».

В редакции «Зарева» тогда были И.Подволоцкий, Петр Щелканов, В.Горохов.

Но вот Иван приезжает в Вятку и сам становится ответственным редактором журнала. Сведения о том, как выходил журнал, у нас не только скудные, но и противоречивые. Но попробуем разобраться.
Как пишет отец в автобиографии, вышло всего тринадцать номеров. Первый номер готовился в январе 1920, похоже, что тогда же и вышел. Халтурин приехал в Вятку в августе 1920. Не сразу взялся за журнал - там уже была редакция. Петряев сообщает, что Халтурин выпускал этот журнал, начиная с № 6. Когда же вышел этот № 6? У нас в руках страница журнала №12, 10 июля 1921. Если журнал до этого времени выходил, как положено, каждый месяц, то № 6 мог выйти в январе 1921. Получается, что в 1920 вышло всего пять номеров. А с начала 1921, когда Халтурин взял его в свои руки, выходил ежемесячно. До июля. Когда вышел последний, 13-ый номер установить не удалось. Может быть в августе? Почему-то именно в августе Халтурину понадобилось удостоверение, что он является отвественным редактором. Хотя он был таковым уже давно - с января 1921. Что-то произошло. Что – неизвестно. Но в результате «Зарево» прекратилось. Горев пишет – нехватка бумаги, отъезд Щелканова в Москву. Возможно, формально оно так и было. Но за этим, видимо, что-то скрывалось. Позвонить бы в прошлое, по телефону 5-52... Но - ничего не поделаешь. Оставим эту загадку будущим Шерлок Холмсам, и пойдем дальше.
Итак, «Зарево» прекращается, и 24 февраля 1922, сразу после XI партконференции (о ней еще будет речь впереди), Халтурин получает командировку и едет в Москву.
Цель, указанная в командировке , звучит загадочно и мно-гозначительно: «для выясне-ния ряда вопросов...». И командируется он, ни много ни мало, в оба ЦК, и в комсомо-льское и РКПб.
Побывал он в oбоих, о чем свидетельствуют многочисленные надписи, подписи и печати на обороте командировочного удостоверения . С кем он там разговаривал, как это все происходи-ло – не знаю. В результате получено решение организовать журнал «Новая молодежь». Итак, Иван выиграл битву за журнал. Правда, пришлось изменить название – ну, да не все ли равно? Эта история показывает моего юного отца человеком решительным, чувствующим себя уверенно на любом уровне, умеющим убедить.
Ну, что ж, дело сделано, можно ехать до- мой. Мы ожидаем, что Иван, получив «добро» на журнал, деньги на билет и продукты на дорогу, тут же помчится в Вятку и возьмется за новый журнал. И что не пройдет и пары месяцев, как...
Но не тут-то было. У него еще много дру-гих дел в Москве. Он завязывает деловые отношения с московским кооперативным издательством, вносит пай, 5 млн рублей, и закупает там книги. На обороте паевой квитанции – надпись:
29 марта отпущено книг на 353 тыс руб. Что значили тогда эти пять миллионов, (5 рублей золотом), сколько и каких книг вывез он из Москвы за эти 350 тыс – сказать не берусь.
Но и это не все. Его душа книголюба требовала общения с книжными сокровищами Москвы. Билет читального зала библиотеки Румянцевского музея (ныне Ленинской) говорит, что он провел в ней немало времени.

«Новая Молодежь»
Но постойте! Время идет, уже 29 марта, новый журнал надо делать, а Иван сидит себе в библиотеке в Москве и в ус не дует. Что за легкомыслие! Ан нет. У нас в руках первый номер журнала «Новая молодежь», на обложке – дата выпуска: 7 марта 1922! Как это может быть? Видимо, мартовский номер был готов еще в феврале и как только Иван сообщил (позвонил?) в Вятку, что разрешение получено, редколлегия тут же и выпустила его, готовенького, не дожидаясь возвращения Ивана.
Но детективная история с журналом на этом не закончилась. Первый номер вышел в марте, второй, видимо, в апреле. Что же дальше? В автобиографии написано, что вышло четыре номера. Примитивно рассуждая, № 3 и № 4 должны бы появиться в мае и июне. Но вот обложка журнала, со сдвоенным номером (3-4) за... ноябрь-декабрь 1922 года (!). Вот такие чудеса. В чем же дело? Оказывается, в апреле Ивана направляют учиться в Петроград, в Коммунистический Университет имени тов. Зиновьева. Он уезжает. И журнал, конечно же, останавливается.
Когда хочешь все сделать сам – и не умеешь работать в упряжке – вот так и получается. Эта его супер-самостоятельность еще не раз сыграет свою роль в его жизни.
В конце 1922 Иван снова навещает Вятку. О том свидетельствует читательский билет Вятской библиотеки имени Герцена, выданный студенту Ком. Унив. им. Зиновьева Ивану Халтурину. Иван при-езжает, выпускает № 3-4 журнала. Журнал выходит - в последний раз. Видимо и приехал-то Иван в Вятку не только в библиотеку, это была последняя попытка спасти журнал.
Все время, что отец жил в Питере, он поддерживал связь с Вяткой. Святое дело – помогать литературой, учебниками через Вятское Товарищество, ул.Ленина 76, недалеко от редакции комсомольской прессы, ул. Ленина, 83.
В Вятке остались люди, которым он пишет. Он может им не только похвалиться успехами – но и поделиться сомнениями. Мы вернемся позже к этим письмам..

Газета «На смену».
Кроме журнала, Вятский Гуком издает свою газету «На смену». Газета выходит раз в две недели. Там те же авторы: И.Халтурин, Б.Кинд, В.Петрова. Был еще один человек, Д.Брусин. Повидимому, от РКПб. Он и в «Зареве» участвовал. Отец о нем очень тепло отзывался. Хороший, душевный был человек. Он был старше этой комсомольской братии, но качестве члена редколлегии вполне, ну, так скажем, своеобразный, как мы увидим из его текста в газете.
У меня есть единственный номер этой газеты сохраненный отцом в его архиве, № 4, от 29 ноября 1921, вторник. Всмотримся в эти тексты. Не будем очень уж иронизировать. Такова была эпоха, таков был уровень образования, такое представление о революционном романтизме, как форме агитации и пропаганды. На следующей странице читатель увидит партийно-комсомольских деятелей той поры. Мне не удалось узнать, кто есть кто, только догадки...
В качестве лозунга – помещена цитата из вождя, Троцкого. Он был тогда человеком № 2 в партийной иерархии, (Сталин был мало известен, в лучшем случае «входил в двадцатку»).

Заметим, что товарищ Троцкий был не очень-то в ладах с русским языком: «...это есть» - европейский акцент, след эмигрантских лет.
Передовая статья газеты, «НАШЕ ВНИМАНИЕ – РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ», подписана Борис Кинд. Призыв «Красной молодежи» написал Д.Брусин. Не могу удержаться, чтобы не привести этот текст: революционная романтика плюс что-то вроде былинного ритма.

КРАСНОЙ МОЛОДЕЖИ!
В тяжелые годы кровавой борьбы со стариками ты крепко стояла заодно
Среди безбрежных степей и в ущельях высоких гор, у ворот заводов, на красных кораблях,
у Крымских перешейков, в водах Финского залива много молодого пало навеки.
Ты делила горе и радость, победы и поражения вместе с отцами.
Будь же и дальше на посту, молодежь! Враг еще не сломлен, враг наступает.
В руках у него, кроме винтовки – библия, аршин и весы.
Оружие то острое, в руках врагов бывалое. Будь на чеку, молодежь!
В старом кремле великий вождь щурит глаз и упорно твердит: Будь мудра, молодежь!
Соедини отвагу и холодный рассудок. Будь мудра, победи врага.


В то время такой стиль был видимо довольно распространенным, он продолжал традиции митинговых ораторов с их «гидрой империализма» и прочими, мало понятными, но очень громкими выражениями, впрочем, совершенно искренними. Узнаем руку Брусина и в 12-ом номере «Зарева». Брусин и стихи писал. В отцовском архиве сохранилось одно:

Нет любви в груди моей!.
Посвящается молодым товарищам, Ивану Халтурину и Варе Петровой.
Ранним детством, в дивный летний день барчата в саду роскошном гуляли. Вышел и я из лачуги смрадом окранин подышать. Голодный и жаждущий ласки со сверстниками-оборвышами часок провести хотел я. Но злые мальчишки, отколотив меня пребольно, сказали:
- Ты Христа распял! Я распял? Я не распинал! Меня и близких всю жизнь распинали. И, подумав, сказал я:
- Нет любви в груди моей!
Шли годы... Невеселые годы... Упорно трудились мы все. По крохам собрали стол, три табурета, да соломенный тюфяк. Но пришли люди и уничтожив скарб наш убогий, сказали:
- Ишь, нехристи, понаживались!- Наживались? Я не наживался! Всю жизнь работал на других! И, взяв топор и лом железный, я сказал:
- Нет любви и груди моей!
И снова шли годы... Тюрьма, труд непосильный, да голод и холод. Но из мук тех рождалась новая жизнь. И истосковавшейся душе захотелось воплотить хоть немного из того, о чем так долго мечталось... Но пришли люди, и плюнув в душу, сказали:
- Свое благополучие ты строишь! Свое благополучие? Я не строил своего благополучия! Его я всю жизнь не ведал! И, стиснув зубы, с гневом и болью говорю я:
- Нет любви в груди моей!


Совершенно в другом стиле - три статьи Ивана. Ему есть что сказать. Его тема – самообразование и, в первую очередь, - политическое. Одна статья – подписана И.Халтурин. Вторая его статья: «Что говорят старшие о молодежи», И.Х. Она призывает старших товарищей поддерживать комсомол. «Старшие товарищи» – это партийцы. Повидимому, они не очень-то всерьез принимали эту бойкую молодежь и ее претензии. Третья статья подписана Редакция – но узнаем в ней Ивана, знатока книги, страстного просветителя и опытного библиографа. Она называется «Наш ответ» - и написана в ответ на письмо читателя (явно – «виртуального»). В ответ на «его просьбу» редакция рекомендует ему литературу. Приведем здесь их обе. Не могу не отметить блестящую стилистику «письма читателя».

Помогите разобраться
Дорогие товарищи! Прошу вас помочь мне разобраться. Меня долго мучил этот вопрос. Услышал я случайно, что будто бы первый человек из обезьяны вышел. Поверить я этому не мог, а дома, когда я это передал своим родителям, меня здорово наругали. Где ты, говорят, таких речей наслушался, бездельник. А ребят в Союзе я и спросить боюсь, просмеют еще. Кроме того, вот еще что: я перестал верить в бога, но разобраться тоже как следует не могу. Говорят, можно про это из книг вычитать, но где их взять, да они ведь толстые бывают, мне и одной за глаза на век хватит. Да и такие попадаются, что и читать-то нечего, все про романы любовные. А мне бы про человека-то, да и про бога узнать хочется. Так вот пожалуйста, нельзя ли про это в вашей газетке пропечатать.
Член Союза Ц-ев


НАШ ОТВЕТ
Вопрос о происхождении человека и мира и о существовании бога не может обойти ни один сознательный человек. Книги об этом есть всякие, есть нетрудные и небольшие. Можно прочесть Малинин – «Сотворение мира», Новорусский – «Земля и Жизнь», Горский – «Как образовалась наша Земля». О религии тоже при Советской власти много хороших книг выпущено. Из них рекомендуют 4 книги И.Степанова – «Почему падает вера и нарастает безверие», «Благочестивые размышления об аде, рае и пр.», «Религия и духовенство», «История нашего бога», Лукин – «Церковь и государство», Лаэрг – «Статьи о религии», Данилов – «Черное воинство», Красиков – «Советская власть и церковь, крестьянство и религия», Мещеряков – «Поповские обманы» (о мощах), Рейнер – «Почему нельзя верить в бога». Книги можно достать из советских библиотек. В ближайших номерах нашей газеты редакция постарается дать ряд бесед о происхождении человека и религии.
Редакция

Есть в газете и материалы, написанные Варей Петровой. Заметка «Хозяин»: сентиментальная история о бедном мальчике-батраке и злом хозяине, подписана "Варя работница". Мораль: только комсомол поможет парнишке. Тут же ее агитка (в стихотворной форме), призывающая мужиков сдавать хлеб.

Детство комсомольской печати…

<< Л.И.Демкина: МОЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЛ.И.ДЕМКИНА: О НАУЧНОЙ РАБОТЕ ГЛЕБА НИКОЛАЕВИЧА>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация