Home
News
Links
Guestbook
Contact me
Gallery

Мая Халтурина, Татьяна Раутиан - ЮНАЯ БАРОНЕССА

Картинка из прошлого.

В Псковских архивных документах XVIII веке обнаружено имя Сафьянщикова. В одних документах описано, какие у него были лавки и сколько он платил городу налога. А в других - романтическая история о юной красавице, сбежавшей от нелюбимого мужа к возлюбленному, со множеством перипетий, с озорным участием нашего предка и с неожиданным финалом.
А лет через полсотни дружеская помощь псковского купца столичному ловеласу аукнулась в судьбах известнейших людей начала XIX века.
В Интернете находим разные версии этой истории.

Вот отрывки из версии, Александры Петровны Араповой, дочери Натальи Николаевны и Петра Петровича Ланского. В ней смягчены некоторые неудобные ситуации.

«Загряжский, молодой, блестящий гвардеец, служил в Петербурге и среди распущенного общества не раз выделялся своими необузданными выходками... Тем временем затянулась война, и полк Загряжского был двинут к прусской границе. Не знаю, по какой причине, но его отряду выпала продолжительная стоянка в Дерпте (Тарту). Лифляндские бароны радушно чествовали русских офицеров; балы и обеды чередовались в окрестных замках, и на одном из этих пиров, у самого влиятельного, гордого и богатого из феодалов, барона Липгардта. (А.В.Родионов утверждает, что Липгарты баронами не были. Загряжский впервые увидел его красавицу-дочь, слывшую самой завидной невестой всего края. Влюбиться с места до безумия было свойством натуры женатого повесы... Когда он убедился в вызванной взаимности, то без малейшего стеснения официально обратился к Липгардту, сватаясь к его дочери. Отказ последовал в вежливой, но бесповоротной форме... Когда вскоре мир был подписан, и полк должен был выступить обратно в Петербург, молодая баронесса не устояла перед тяжестью вечной разлуки и сдалась его мольбам. Она бежала из отцовского дома и подкупленным священником была обвенчана в скромной русской церкви со своим избранником.

На самом деле, (то есть согласно документа), не только жених был давно женат, но и невеста уже имела мужа и двухлетнюю дочь, которую оставила своему отцу. Эта дочь потом появлялась в переписке под именем тетушки Жаннет (Иоганны Вильгельмины Поссет).
Как сообщил нам А.В.Родионов, прославленный в боях генерал Фридрих (Федор Федорович) Левиз оф Менар, кавалер орденов св.Георгия 4-й и 3-й степени, ордена св. Александра Невского - это муж тетушки Жаннет. Его портрет вместе с другими портретами героев Отечественной Войны 1812 г., выполненный художником Дж. Доу, украшает военную галерею Зимнего дворца. Но мы отвлеклись....
.
Вот, наконец, документ, где проявляется участие псковского купца Сафьянщкова в этой истории.

17 февраля 1782 года в Пскове состоялось наместническое правление, которое слушало «доношение» Либгарта, отца беглой красавицы, в котором он просит
«о благопристойном задержании дочери своей Афросиньи, выданной в замужестве за лифляндского дворянина барона Поссе …» Далее сообщается, что «означенная барона Либгарта дочь отыскана в доме Псковского купца Сафъянщикова».
Более того, "напосланный от господина правителя прапорщик Кауров к ней недопущен господином полковником Загряжским". И в случае дабы она с того двора увезена не была, приставлен был к оному двору караул…» Что помянутого господина полковника и побудило ее показать, и она посланному объявила что с мужем жить нехочет, и ее никто неувозил, а едет добровольно в Санкт-Петербург просит оразводе с мужем, вдостоверение чего дала об том смысле писмо... к отцу своему, которое посланной получа представил к господину правителю, а тот же час от полиции объявлено было что более до нее дела нет. Приказали оставя подлинное письмо писанное от нее котцу своему в предь для ведома в наместничестве своим правлении, и оное писмо переведя на российский диалект списать копии, которую с прописанием сего произшествия препроводить присообщении в... генерал губернскую канцелярию, для отдачи отца ея, а для ведома о сем и его сиятельству господину генерал аншефу... князь Н.В.Репнину донесть» .

Александра Петровна Арапова описывает продожение этой истории.

Иван Загряжский увез ее в Тамбов, где три года стоял его полк и выдавал её там за законную жену. Но затем, в 1784 году, полк его был направлен на Кавказ. «Загряжский сообразил всю безвыходность своего положения». Увезти Ульрику в Петербург, где все знали его законную жену, было невозможно. «С легким сердцем и насмешливой улыбкой на устах произвел Загряжский еще невиданный coup de theatre.»

В 1985 г он привез беременную Ефросинью в свое имение Ярополец, «представив обманутую «жену» законной супруге. В обширных сенях яропольцевского дома произошла встреча так жестоко оскорбленных женщин. Пожалуй, лучшего исхода для несчастной жертвы его сладострастия нельзя было найти... К таким то светлым личностям принадлежала первая жена Загряжского... Почти вдвое старше обманутой женщины, так беспощадно заброшенной, она окружила ее материнской лаской, и только благодаря ее постоянному уходу она могла выдержать тяжелую болезнь, вызванную роковым ударом, и через несколько месяцев по приезде на ее же руках родить дочь, названную Натальей.»

Краткой была жизнь Ефросиньи Ульрики (1761 – 1791).
А дочь ее, Наталья Ивановна Загряжская, выросла красавицей, как и ее мать, была фрейлиной двора. В замужестве - Гончарова, мать Натальи Николаевны Гончаровой. Той самой Натали, которая стала Пушкиной, а после гибели поэта - Ланцовой.

Так наш предок, Сафьянщиков, (имя которого остается неизвестным), подобно знаменитой бабочке Бредбери, к судьбе Пушкина руку приложил.


Add your opinion

Your name:
Your email:
Your opinion:
Please enter number shown on the picture:

All feedback

Latest feedback:
Gallery

(c) 2008-2012. Contact me