Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

Военный завод

ЗАВОД Завод варит оптическое стекло: для биноклей, прицелов, танковых призм и проч. Варка шла круглосуточно, поэтому работали в две смены. Рабочий день тогда был 11 часов плюс час на обед. Это для простых рабочих. А у "итеэров", то есть инженерно-технических работников, рабочий день ненормированный. Их же мало, они не могут разделиться на две смены. А надо обеспечивать работу и днем и ночью. Поэтому они работали как бы в обе смены.
Из Москвы могли среди ночи позвонить на завод.
- Где начальник первого цеха? позовите!
Где он должен быть в это время? Нет, подайте его сюда немедленно.

НЕМНОГО ТЕХНОЛОГИИ
Ну, кому про технологию не интересно - пропустите.
А мне было жутко интересно. Во-первых, оказывается, стекло варят в глиняных горшках, метр высотой и метр в диаметре. Сначала у печки разбирают кирпичную заднюю стенку, потом закатывают туда пустой горшок. Для горшка есть каталка, как у нынешних хозяйственных сумок, на колесиках, только размер побольше. Вместо сумки ставился горшок. Его закатывают в печь, ставят на подпорки и коляска выезжает. Потом кирпичную стенку строят, а в горшок насыпают шихту, уже через окно. Шихта - это смесь разных веществ: кварцевого песка, соды, соли, сурика и много всякого другого, смотря какой сорт стекла нужно сварить. Добавляют и стеклянный бой того же сорта

Дрова сначала зажигают в другой печке. Там они разогреваются, но не всерьез горят, потому что им не дают воздуха. Они не горят, а превращаются в генераторный газ. Этот горячий газ по трубам, которые под полом, идёт к той печке, где горшок. Там ему поддают кислорода. И тогда горит жарко, яростно и прямо под горшком. И песок, и все эти порошки в горшке тают, как сало на сковородке, прямо светятся от жара. Когда стекло нагревается до примерно 600 градусов, то оно уже расплавилось, но еще не жидкое, а как мед, густое.

А как измерить такую температуру?
Брат мой Юра - пирометрист. Он смотрит на расплавленное стекло через прибор ("пирометр") и по цвету свечения определяет - сколько градусов. Когда 1200, то стекло уже совсем жидкое и светится как огонь. Его уже легко перемешивать. И вот тогда мастер сует в горшок палец... не бойтесь, не свой. Это длинная железная кочерга называется «палец». Впрочем, вы и обыкновенную кочергу не видели, наверно. Ну, одним словом, мастер сует в горшок этот железный палец, вынимает - на пальце остается немного стекла, вроде сосульки. Оно быстро остывает, и его несут к нам в лабораторию.

Теперь наша работа - измерить свойства стекла - такие ли они, какие должны быть у этого сорта. Технологи с волнением смотрят на нас , на наши результаты и решают - надо ли чего-нибудь досыпать, чтоб подправить свойства. Надо - досыпают, размешивают, мы снова проверяем. Пока стекло не станет таким, как надо.
Это еще не вся технология, но для первого раза хватит.

ВЕЛИКИЙ СТЕКЛОДУВ
Однажды на заводе какая-то возникла суета. Что-то расчищают, что-то переставляют. Спрашиваю. Говорят:
- Как же! - не знаешь? - ведь приезжает Великий Стеклодув!
- ?
- Завод получил заказ на трубки для уровней. А их может делать только он, он один, на всем белом свете.
И вот появился Великий. Молчалив, полон достоинства, элегантен. Как будто пришел не только из другого города - но из другого времени и другого мира. Он только поведет бровью - и все начинают бегать, суетиться и что-то выполнять. Вот это да! Куда там разным начальникам, каких показывают в кино. Те чуть что - начинают кричать и ругаться. Завтра увидим, что же это такое - изготовление трубок.

Наступило завтра. Температура стекла для стеклодува уже доведена до кондиции: оно не слишком жидкое и не слишком густое. Великий Стеклодув работает не один, а вдвоем с рабочим. Рабочий сует в горшок свою палку и наматывает на нее стекло, как мед на ложку. А Великий с другой стороны втыкает в этот моток стекла такую же железную палку... нет, не палку, а трубку. И дует в нее. В стекле появляется пузырь. Рабочий стоит и изо всех сил старается не сдвинуться с места. Стеклодув дует и отступает, дует, дует и отступает. Пузырь вытягивается и превращается в трубку. Только и всего? Да. Но стеклянный пузырь - это вам не мыльный пузырь. Тут сила легких должна быть! А главное, нужно, чтобы трубка эта была длинной, чтоб по всей длине совершенно одинакового диаметра, а ее стеклянные стенки - совершенно точно одинаковой толщины. Не примерно одинаковой - а точно одинаковой. Он дует - и отступает, отступает и дует. Трубка все длиннее.

Я смотрю на это чудо, ставлю себя на его место и понимаю, что это сделать невозможно. Но у него - получается! Результат – несколько таких трубок, каждая длиной метра 3 примерно.

Дальше работа уже не для Великого. Следующий этап берет на себя совсем другой человек. Это молоденький рабочий, мальчик, школьного возраста. Он разрезает готовые остывшие длинные трубы на куски нужной длины. Точно такой, как надо. Точно! Легко сказать. Это же стекло, как его резать? Очень просто. Этот мальчик сидит на полу. Его инструмент – проволока, которую используют для электроплиток. Он огибает стеклянную трубу этой проволокой и включает ток. Проволока раскаляется. В какой-то определенный момент он снимает горячую проволоку. На стеклянную трубу в этом месте брызгает холодной водой. И трубка лопается точно в том месте, где была горячая проволока. Ровненько, как ножом отрезано! Намечает место следующего разреза и процедура повторяется.

НОВОГОДНЯЯ ВАРКА
Случилось так, что в одной варке стекло замутнело. Кристаллики в нем образовались, что ли? Стало оно непрозрачное. Но очень красивое: на просвет - желтоватое, в отражении – голубое, цвета переливаются. Варка на выброс.
Под новый год дело было. И вот рабочие наши, которые местные, настоящие стеклодувы, старики, попросили начальство дать им из этого стекла игрушек новогодних понаделать. Позволили. Все равно выбрасывать. Эти мужики оказались мастера. Такие игрушечки, прелесть! Один даже сделал классического стеклянного петушка внутри графинчика с узким горлышком. Повезло им на такое удивительное стекло, какого и нарочно не сделаешь. Все война, война - и вдруг судьба подбросила теплую радость, подарок новогодний.

ПОЖАР
Откуда берутся горшки? Их делают в горшковом цехе. Берут какой-то материал, типа глины, Добавляют воды и превращают это в густое вязкое тесто. Из него лепят горшки. Потом их запекают в печи. При этом запекании в глиняном тесте что-то химическое происходит и тесто превращается в твердый материал. В точности так же делается фаянс и фарфор. Качество стекловаренных горшков зависит от материала, из которого он сделан. Хороший горшок выдерживает высокую температуру стекла, которое в нем варится. А плохой горшок начинает растворяться в этом жидком стекле. Как растворялся бы стакан, сделанный из сахара, если налить в него чай.
Чем лучше горшок, тем более высокой температуры запекания он требует.
Чем выше температура в горшковой печи, тем - что? Правильно! Тем ближе пожар.

И вот однажды это случилось. Почему-то обычно такие пожары случаются ночью. . Ясно, что никаких пожарных машин и водометных устройств не было. Помню длинную очередь от реки до пожара, метров 100, не меньше. Черпаем воду из речки, передаем друг другу ведра, а там кто-то заливает огонь. Удивительно, но пожар погасили. Только часть горшкового цеха сгорела. Завод не остановился...

В НОЧНУЮ СМЕНУ
Завод, понятно, работает круглые сутки. И мне приходилось. Ночью меньше народа, тише, общего шума мало - слышнее отдельные голоса. Вот в прессовом цехе девушка поет. Татарочка, песни ее татарские, непривычные, красивые. В цеху потолки высокие, акустика прекрасная, она поет тихо, задушевно.

В горячем цеху идет "выработка". Это технология такая. Рабочий своим железным пальцем, как ложкой, подцепляет стекло и несет его к форме. Форма похожа на блюдце, из которого во все стороны торчат отростки, разной формы: круглые – для линз, тругольные – для призм. Рабочий подносит стекло, которое набрал на палец, и держит над формой. Стекло, как мед, медленно превращается в вытянутую каплю, стекает. Тут другой рабочий - женщина – ножницами отрезает эту мягкую стеклянную каплю. Она падает в форму. Пресс вдавливает стекло в форму. Получается заготовка, стеклянная тарелка с "рожками". Теперь ее надо отнести в "тягун", в длинную печку, где стекло будет медленно - 24 часа! - остывать.

Вот тут и была детская работа: дают тебе лопаточку, на нее кладут заготовку. Она еще горячая, светится. Её надо отнести в тягун. Недалеко – метров 20. Вот представьте рабочего лет 12 в ночную смену с этой лопаточкой, с этим раскаленным грузом. А он просто засыпает на ходу. Женщины жалеют, отведут куда-нибудь в уголок, положат на какие-нибудь тряпки. А то ведь он может упасть. И сам обожжется и заготовка пропадет. Сама за него заготовки носит, бегом приходится.

<< С.Г. РАУТИАН: ЛАСТОЧКИН ХВОСТЗавод работает на дровах>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация