Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

Ия Нюберг: ДИСКУССИИ с ФЛОРЕНСКИМ

Это был Электротехнический институт, лаборатория вентиляции и отопления. Конечной целью работы лаборатории называлось улучшение условий труда рабочих.

По-видимому, рекомендация Сильверстова была весомой и папу приняли на работу. Несколько лет он проработал у Флоренского. В этой лаборатории он начал заниматься испытанием новой электротехники, которая тогда начинала появляться в промышленности, всякими пробоями трансформаторов, и тому подобным.

Отец Павел Флоренский, окончил в свое время математический факультет, но одновременно и всю жизнь был священником, богословом и философом. Теперь книги о нем, его сочинения, его фотографии опубликованы. Облик отца Павла известен теперь многим: необычное для Москвы яркое восточное ("армянское") лицо, длинная, развевающаяся на ходу черная ряса, в которой он всегда ходил, на голове черная шапочка - то ли профессорская, то ли священническая. На меня он производил потрясающее впечатление.

Флоренский был старше отца. А отец в то время был под сильным влиянием большевика Лепешинского, с которым он был знаком, бывал у него в доме и был ярым материалистом.

В эпоху вентиляции и отопления, в свободное от работы время, отец и Флоренский вели философские дискуссии относительно материализма и идеализма. Нюберг - упрямый материалист, Флоренский - не менее упрямый идеалист. Они были большими друзьями, уважали и даже любили друг друга. Но их философские дискуссии, в которых они оттачивали свои воззрения, проходили часто, довольно горячо и с большим удовольствием, даже с веселым смехом.

Раза два такие споры происходили у нас дома. Я не помню сути спора, но помню это впечатление. Это не были длинные разговоры. В большинстве случаев я помню эти споры уже в пересказах. Папа рассказывал о них часто Сергею Мусатову, другим своим друзьям:
По этим рассказам папы, мне тогда представлялось, что папа одерживал верх в спорах и был этим чрезвычайно доволен. Теперь я думаю, что Флоренский просто не ставил себе целью припереть оппонента к стене, а папа был напористый и для него опровергнуть собеседника было очень важно.

Может быть Флоренский относился к папе немного снисходительно, что ли, папа был намного моложе его. Кроме того, тот уровень культуры Николая Дмитриевича, который все помнят - накопился с годами. А тогда, лет в 25-30, он был еще намного примитивнее и прямолинейнее. И может быть то, что позже, лет в 40, Николай Дмитриевич уже мог иронизировать над самим собой, не вносил так много страсти в споры, в какой-то мере отражает влияние на него Флоренского.

Но все же отец на всю жизнь остался яростным спорщиком. Как говаривал позже Михаил Смирнов, Николай Дмитрич пропагандировал такой принцип:
- Если ты хочешь в чем-то убедиться или что-то доказать - то первым делом сделай все, чтобы это опровергнуть.
Не знаю, был ли этот принцип уже явно сформулирован в годы общения с Флоренским, но на самом деле это и была главная цель всех дискуссий. Пожалуй, не было такого вопроса, по которому у них было сходное мнение.

Отец рассказывал об их спорах, часто в юмористическом духе. Ну, скажем, такой случай. Они возвращаются домой с работы и на улице продолжают свой спор. Отец Павел развивает перед Николаем Дмитриевичем идеи о том, что все в мире на самом деле не существует, а только представляется нашему сознанию, начинает говорить о правилах этой философии, выстраивает сложную картину и прочее. Папа начинает говорить, перечисляет свои возражения, достаточно обдуманные. А Флоренский явно не хочет слушать и вдруг, прерывая спор, говорит:
- Коля, Коля, вот мой трамвай, извини, я должен еще попасть на рынок, что то там купить.
Тут папа хватает его мертвой хваткой за руку
- А кто вам сказал, что этот трамвай - ваш 22-ой номер? Это ведь вам только показалось! Почему вы думаете, что он повезет вас на рынок, и на этом рынке окажутся нужные вам продукты? Вы же только что разъяснили мне, сколь непрочна такая длинная экстраполяция возможностей! По существу, это возможно только, если все это - объективная реальность. И тогда, только тогда, вы купите эту вашу капусту. Но если стоять на вашей точке зрения, то никакой капусты вы в принципе купить не можете!
Тут Флоренский вырвался и побежал на остановку.

Отец говорил мне, что Флоренский пытался с помощью математики построить такую модель мира, в которой для Господа Бога нашлось бы реальное жизненное пространство . Хотя зачем - ему, воплощению нематериальности - реальное место в мире?

<< Георгий ФишерИя Нюберг МОЙ ОТЕЦ В ОБЩЕНИИ>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация