Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

БИОГРАФИЯ Н.И. В ДОКУМЕНТАХ

БИОГРАФИЯ
Дёмкина Николая Ивановича,
капитана дальнего плавания, написанная им самим.
«Бытие определяет сознание»
Демкин Н.И. родился в семье священника в I879 г. в С.Петербурге. на Малом проспекте Васильевского острова, каковая часть города 50 лет назад, была типичным рабочим районом старого времени. Н.И.Демкин, младший член довольно многочисленной семьи, воспитывался не столько в семейной обстановке, сколько улицей, что обусловливалось хронической болезнью матери. Классическая Ларинская гимназия, где он начал образование, не давала удовлетворения своей схоластикой реалистическому складу ума Н.И.


Часто целые учебные дни посвящались обширной столярной мастерской по 7-ой линии Васильевского Острова, где он целыми часами простаивал около верстаков, наблюдая приемы ручной работы, беседуя со столярами по вопросам их ремесла. Этот уклон к ремеслу, к мастерству, нашел поддержку дома лишь в форме разрешения завести себе верстак и столярные инструменты. Постоянная жизнь около моря, на воде (в Ленинграде - р.Нева, а летние каникулы проводились в рыбачьем селе Кобоно на Ладожском озере), знакомство с рыбаками, рыбной ловлей и походы по Ладожскому озеру на рыбачьих соминках и лодках породили любовь к водной стихии.

В 1897 году, 18-ти летним юношей, Н.И. оставляет отчий дом ради неопределенной жизни торгового моряка, не заботясь о том, что оставалось лишь пройти 8-й класс для окончания гимназии, что торговый моряк, да еще в роли матроса, в те времена олицетворял, если не полную отверженность от так называемого приличного общества, то по меньшей мере путь неудачника в жизни.

После опробования своих сил в плаваниях на парусниках, в 1899 году Н.И. поступил в Одесское Училище Торгового Мореплавания, которое и окончил в 1902 году со свидетельством на капитана дальнего плавания. Для получения судоводительских дипломов необходим был стаж. Начались снова плавания: в 1902 г. в PОПиТ по матросской книжке и с положением штурманского ученика. В 1903 перешел в Добровольный Флот тоже младшим штурманским учеником. Затем, постепенным прохождением службы, штурманским учеником, всех ступеней помощника капитана, достиг за десять лет положения капитана парохода.

За этот же период, в 1906 году, Н.И. женился на девице Антонине Васильевне Портновой, уроженке Петербурга, воспитаннице профессиональной школы, с которой и поселился в Одессе. От этого брака родилась в 1907 году, дочь Нина, а в 1908 г сын Виталий.

С переходом для плавания на линии Либава - Нью Йорк, переселились в Либаву, затем, когда Либавская линия была прекращена, снова вернулись в Одессу. Во вpeмя Японской компании Н.И. получил назначение на пароход «Петербург», участвовавший в походе Рождественского, на котором все торговые штурмана были превращены в прапорщиков.
В империалистическую войну Н.И. был капитаном грузового парохода "Сучан" Добровольного Флота и плавал в 1915 и 1916 гг. из Архангельска в Америку, во Францию и в Англию, пока в 1916 г, в октябре, около Мурманских берегов не подвергся нападению неприятельской подводной лодки и попал таким образом в Германский плен. В плену пробыл до ноября 1918 года, когда со всеми остальными пленными вернулся в Ленинград, записался в Союз Водников и начал свою непрерывную работу на водном морском транспорте в плаваниях под Советским флагом.

Общественно-полезная деятельность Н.И., самостоятельная жизнь на свой трудовой заработок, началась с 1897 года. С 1902 г. эта жизнь и деятельность может быть прослежена по документам.

Воя трудовая жизнь Н.И. протекала и протекает в сфере интересов торгового мореплавания и не ограничивается узкой специальностью судоводителя, но проявляется в творческой, аналитической работах: в кораблестроении, в вопросах учебы и формирования кадров советских торговых моряков, в общественных выступлениях - докладах по опыту своей работы.

Со времени вступления в Союз Водников, с 1918 г, Н.И. состоял капитаном судна и начал заграничные плавания с 1921 года, командуя последовательно пароходами "Карл Маркс", "Герцен", "Трансбалт,” танкерами «Азнефть», «Эмба-нефть», «Нефтесиндикат» (Неболдаев) И последнее плавание - на учебно-производственном пароходе «Каменец-Подольск», законченное в феврале 1935 г.

В промежутках между плаваниями нес береговые обязанности; наблюдения за постройкой теплохода «АЗНЕФТЬ» в 1925-26 гг., на Балтийском заводе, по наблюдению на Николаевских заводах в 1932-33 г. Служба в СУДОПРОЕКТЕ, в 1928-29 гг. по должности: инженера-конструктора по Морской части и затем Старшего Инженера конструктора, консультанта Проектировочного Бюро.
В настоящее время моринспектор Совтанкера.
Капитан дальнего плавания
21-мая 1935 г.
/Демкин/

В янв 1931 Николай Иванович был назначен капитаном - а январем 1932 датированы его письма из тюрьмы, так что арестован он был видимо в начале 1931 года. В начале 1932 (конец января или начало февраля) его выпустили и 16 февраля "зачислили в резерв". Понятно. Человеку надо прийти в себя после тюрьмы, а должность еще надо подыскать. И вот тут начинается административный "футбол". Его назначают капитаном на "Сахалин нефть" 3 мая. Но не прошло и месяца, (вряд ли он успел действительно принять это судно и сплавать куда-то), как переназначают капитаном на другое судно, "Урал", принадлежащее другой организации. А в августе он уже не капитан, а руководит "Группой по проработке планов судостроения!". Звучит вроде бы серьёзно. Это проблемы развития морфлота в стране? Нет, это в Николаеве, при "райбюро водников" и всего 3-4 месяца. Потом больше года - до февраля 1934 в трудовой книжке ничего. Забыли записать? Или работы нет никакой?
Потом, три месяца - какой-то кружок повышения квалификации на вечерних курсах. Николай Иванович, видимо, стучится во все двери, добивается работы.
Наркомвод т.Ясин посылает его в Туапсе, на должность моринспектора. Другой, безымянный начальник увольняет из Нефтефлота ввиду отсутствия вакансии моринспектора. Через месяц, в мае 1934, Наркомвод Ясин находит другую возможность. Возникает учебное судно «Каменец-Подольск» Черноморского пароходства. Николая Ивановича назначают на него капитаном.

Похоже, и сам этот корабль и его команда - в таком состоянии, что никто не хочет с ним связываться. И Наркомвод радостно спихивает надоевшую проблему на этого настырного Дёмкина.

И Николай Иванович в последний раз в своей жизни принимает корабль. И идет в свое последнее плавание.
На судне он нашел полный беспорядок и разболтанность. Стоило больших усилий и искусства привести команду в порядок. Его Доклад об этом плавании очень поучителен. Это не просто отчет – это личное кредо капитана Демкина, как человека, руководителя, гражданина.

НА ПЕНСИИ
Жить на эту пенсию – вдвоем с женой – невозможно. 225 рублей! Это почти вэтодвое меньше студенческой стипендии, (400 р), которую получала Таня Глебовна в 1940-х в университете. На стипендию прожить тоже было невозможно. Студентам, у которых не было родителей, приходилось работать.

225 рублей - капитану океанских кораблей! Николай Иванович вынужден писать министру морфлота Новикову просьбу о персональной пенсии, с приложением вот этого «Краткого перечня».



А вот и письмо-заявление:

Министру морского флота Новикову
Демкина Николая Ивановича, капитана дальнего плавания, Почетного работника Морфлота, награжденного медалью за оборону Ленинграда, пенсионера по возрасту (рожд.1879 года), проживающего г.-Ленингоад, ВО 6 линия, д

ЗАЯВЛЕНИЕ.


Я - капитан дальнего плавания. Мне сейчас 72 года. Жене, состоящей на моем иждивении, награжденной также двумя медалями За доблестный труд и За оборону Ленинграда, 68 лет. Имею непрерывный стаж работы сроком более 45 лет, т.е. с 1898 по 1943 г. В настоящее время, являясь пенсионером, получаю пенсию, в общем порядке, в размере 225 рублей.
Прошу Вас учесть мою долголетнюю, безупречную работу, и назначить мне персональную пенсию. Полагаю, что я имею на это право, так как Правительством установлена для работников Морфлота пенсия в размере 50% оклада
В свое время меня отметили за мою хорошую работу при заграничном плавании в 1921 г.

Ольга Ильининишна Ульянова поручала моим заботам своего приемного сына, плававшего со мной летнюю навигацию на параходе «Герцен», на Лондонской линии.

Так как и по состоянию здоровья и по возрасту я не могу поступить снова на работу в Морфлот, чтобы проработать один год, и тем получить право на размер пенсии согласно последнего Указа Президиума Верховного Совета УССР, прошу Вас изложенную выше мою просьбу удовлетворить и назначить мне персональную пенсию.
Прилагаю при этом все требующиеся документы, характеризующие меня, из которых Вы усмотрите, что за время своей работы, являясь капитаном океанских судов большого тоннажа, я принес много пользы и экономии своему социалистическому государству.
20 декабря 1951 г.
Н. И. Дёмкин

Татьяна Раутиан: КОММЕНТАРИЙ
("Ольга Ильинишна Ульянова... ") Н.И. ошибся. На самом деле это была - Анна Ильинична Ульянова-Елизарова. Эту историю можно найти в рассказе "Юнги капитана Демкина"

<< Помню тетю ВерочкуЛидия Ивановна ДЕМКИНА>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация