Home
News
Links
Guestbook
Contact me
Gallery

Татьяна Раутиан: ЛЕНИНГРАД, ДЕТСКИЙ ОЧАГ.

Ленинград, на 9-й Советской
Когда я только родилась, мы жили на Васильевском острове. Но потом переехали к бабушке Марии Александровне, папиной маме, на 9-ую Советскую. Помню, как папа нес меня на руках в новый дом - и вдруг я услышала какой-то страшный получеловеческий вопль во дворе. Я прижалась к папе и шепотом спросила его:
- Кто это?
- Не бойся девочка, это коты поют свои кошачьи песни.

Тут мы и стали жить.
И нас становилось все больше. Вот такая стала семья:
папа Глеб Николаевич и мама Лидия Ивановна
и много детей:
Таня,
Юра,
Сережа,
Алена,
Ксана,
Кира.
Была еще папина дочка Наташа. Но она была старше меня на 10 лет и ей было неинтересно с такой малышней играть. А когда мы стали уже не малышней - то и она стала совсем взрослая и жила уже самостоятельно.

Рояль
Дома был большой рояль и папа Глеб иногда на нем играл и пел песни. Некоторые песни он сам сочинил:

Дождались мы светлого мая,
Цветы и деревья цветут
А по небу синему, тая,
Румяные тучки плывут.

И еще одну песню про поход:

Шмель гудит,
толпятся мошки,
Реют птичьи голоса
А мы шагаем по дорожке
Через горы и леса.

Возле речки
недалечко
Изумрудная трава
Эй, ребятки,
ставь палатки
И скорее по дрова.

Выньте ложки
для картошки
И садитесь, кто куда
Пахнет ветром,
пахнет дымом
Эта вкусная еда

А когда папа был на работе, то мы любили играть под роялем. У рояля три толстые ноги, он был покрыт скатертью. Она свисала до самого пола и получался очень уютный домик.

Ясли и Детский очаг
Знаешь, что такое ЯСЛИ? Что это значило давным-давно?
Это такая полка с решетчатой загородкой в сарае. Туда кидают сено. Коровы достают оттуда сено.
А еще в таких яслях на таком сене спал маленький ново-рожденный мальчик. И звали его Иисус. На сене ему было мягко. И он не мог оттуда вывалиться, ведь там была загородка!
И теперь маленькие дети, грудные младенцы и ползунки, пока их мамы на работе, живут в специальном доме. Такие дома стали называть стали называть "детские ЯСЛИ". В таких яслях, конечно, уже нет никаких коров и никакого сена. Но зато есть детские кроватки с загородками, похожие на ясли. Там детям всё видно, но они не могут оттуда вывалиться. И там, конечно есть няни, которые играют с ними, пока мамы на работе.

А что такое ОЧАГ? Так называли древние люди место в доме, где горит огонь, чтобы греть воду и варить еду. Ведь давным-давно, не было парового отопления и газа и всяких электроплиток и микровейвов. В очаге разводили костер. Над очагом подвешивали котел и варили еду.

По вечерам вся семья собиралась вокруг очага. Потрескивают дрова, по ним пробегают искры и так хорошо, тепло и уютно. Тут детишки прильнули к бабушкам или дедушкам, и те рассказывают им сказки и всякие истории.

И вот дом, куда приходят дети постарше, пока их мамы на работе – назвали теплым словом "детский ОЧАГ".

Когда я была маленькая - я тоже ходила в очаг. Детский очаг был в институте где работали папа и мама. Там было очень интересно, весело. Игрушки для детей родители делали сами, и они были интересные. Ведь все родители были ученые и умные.

Например, был у нас волчок для смешивания цветов. Это просто волшебная штука! Ты сам можешь ее сделать. Это очень просто.
Вырезаем из цветной бумаги кружки, такого размера, как волчек. Разного цвета. Посередине делаем круглую дырочку, как раз такую, чтобы надеть на волчек сверху. получается широкое кольцо. И в каждом таком кольце делаем один разрез: до внутренней дырочки. Вот тут и начинается вошебство! На один волчек можно надеть надеть два кольца разного цвета. И так их подсунуть, чтобы пол волчка оказались одного цвета, а пол-волчка - другого. Например, один - голубого, а другой - желтого.
И вот теперь, если этот волчек раскрутить, то что получится? А получится, что волчек станет ОДНОГО ЦВЕТА! Какого? Голубого? Желтого?
А ни того ни другого! А - зеленого! Как это может быть? А вот так.
А если красного и синего, тогда что? Вот сам и узнай, какого. Сделай такие кружочки - и узнаешь, что получается от красного и желтого, от зеленого и желтого.
А если надеть на волчек все кружки?
Помнишь какие бывают цвета?

Каждый----Охотник--- Желает--Знать----Где---- Сидит---Фазан
Красный--Оранжевый--Желтый-Зеленый-Голубой-Синий-Фиолетовый

Этот волчок - не просто игрушка. Это был научный прибор! Ведь наш очаг был в Научном институте, и все папы и многие мамы были ученые. Поэтому они придумывали для нас вот такие научные интересные игрушки. Ведь что такое научная работа? Это узнавание: "что будет, если..." Например, если смешать красный и зеленый?

Еще были в очаге большие деревянные кирпичи, такие большие, как настоящие, но не такие тяжелые. И мы строили из них дома, Такие, что в них можно было залезть.

Самое удивительное - это был гипс. Гипс - это такой белый порошок. Если в него добавить воды и размешать, то получается что-то вроде жидкой манной каши. И эта каша вдруг нагревалась! Да, ! Нагревалась! Без всякой плиты или микровейва, сама по себе. И потом - становилась твердой как камень. Но это превращение было не сразу - а постепенно.
Если эту ещё жидкую манную кашу успеть положить в формочку, то когда гипс затвердеет, получается какая-то фигурка. Зависит от того какая формочка. Но лучше успеть слепить из еще мягкой каши что нибудь. Человечка. Или собаку. Или домик. Потом подождать немного - и твой человечек затвердеет, как камень.
Гипса было не очень много. И когда все сделали по одной или по две или даже по три фигурки - гипс кончился.... Ой, такая интересная игра- и так быстро коончииилаааась!?!?
Нет! Можно поломать эти фигурки, положить их на сковородку и поджарить. И вдруг! фигурки рассыпятся и превратятся опять в гипс! В порошок! Ура!

Папа сказал, - это потому, что вода, которую мы добавили в порошок прошлый раз - от нагревания вся высохла, испарилась. Непонятно, где же она там пряталась, в этих твердых фигурках? Ну, да ведь чудеса на то и есть чудеса, чтоб было непонятно. Но папа сказал, что чудес на самом деле не бывает - а вот когда я вырасту и выучу разные науки - физику и химию - мне все станет просто и понятно.

Трамваи и конки
В очаг мы ездили на трамвае N 5. Сперва трамвай шел по улице Бассейной, где жил кто? Правильно, Человек Рассеянный. Потом мимо Цирка, мимо Русского музея, потом по Невскому, мимо Зимнего дворца, через реку Неву по мосту. В этом месте Нева очень широкая, больше полкилометра!

В трамвае была метка на высоте 1 метр. Кто ниже метки - ехал бесплатно, кто выше - покупал билетик. Мы очень хотели скорее вырасти, чтобы покупать билет, как большие, и поэтому измерялись каждый день. И незаметно-незаметно росли и в один прекрасный день становились выше метки. Вот была радость!

Трамваи тогда были непохожи на нынешние. Дверей не было совсем! Входить и выходить можно было и на переднюю площадку и на заднюю. Площадки не были совсем закрытые, была только загородочка.Там можно было стоять и высовываться, чтоб ветерком обдувало. А если вагон битком набит народом - можно было стоять на подножке, хоть справа, хоть слева. И держаться за поручни.

Летом мы любили ездить на трамвайной площадке - не жарко, не душно, ветерок продувает.

Входить надо было обязательно в заднюю дверь, а выходить - в переднюю. Такое строгое было правило. Во всех трамваях были кондукторы. Они важно восседали около задней двери и продавали билетики. Рулоны билетиков висели у них на груди рядом с большой толстой сумкой, куда они складывали деньги.
И кондуктор всё время призывал пассажиров проходить вперед, чтобы другие могли войти и поместиться.

Была такая шуточная песня:

Трамвай ползет, как черепаха
Вожатый спит, как бегемот,
Кондуктор лает, как собака:
"Пройдите, граждане, вперед!"

Ну, конечно, это шутка Как бы это вожатый заснул?

Некоторые непослушные дети даже выпрыгивали или впрыгивали на ходу! Конечно, мамы и папы им не разрешали. Ведь можно упасть! и даже попасть под трамвай! Но не все дети слушаются папу-маму.

Поэтому придумали новые трамваи. У них двери закрываются и никакой подножки не торчит. Такие вагоны, с такими дверями назывались тогда "американские."

<< "ЧАС", год 2007Семейные легенды о Петре Ив.>>

Add your opinion

Your name:
Your email:
Your opinion:
Please enter number shown on the picture:

All feedback

Latest feedback:
Gallery

(c) 2008-2012. Contact me